Понедельник, 29.04.2024, 08:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 10

 

 

Цель урока: обучение поиску информации в Интернете.

Задачи урока:

1. Дать представление о принципах работы поисковой системы;

2. Ознакомить с поисковыми системами Яндекс и Google.

3. Рассмотреть особенности различных видов поиска информации в Ин­тернете.

Место проведения занятия — компьютерный класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Учебный терминологический гипертекстовый мультимедийный сло­варь по курсу.

5. Презентация Power Point.

Ход урока.

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (3 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое тематический поиск информации. Вам предлагалось дома найти несколько документов по од­ной общей теме. Кто справился с заданием?

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Теоретическая часть урока (8 минут)

Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами поиска инфор­мации в Интернете, узнаем правила безопасного и эффективного проведе­ния такого поиска.

На одном из прошлых занятий мы с вами уже рассматривали, что такое Интернет и учились искать в нем информацию. Давайте вспомним, что нужно использовать для поиска в Интернете? Правильно, поисковую сис­тему. Что это такое? Посмотрим в нашем словаре определение понятия «Поисковая система». *СЛАЙД*

Поисковая система — это сайт, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам.

Ранее мы уже пробовали искать информацию с помощью поисковой системы. А кто-нибудь из вас знает, как она работает?

Поисковая система начинает свою работу со сбора информации с сайтов. Для этого она отправляет «программу-паука». «Паук» посещает все указанные поисковой системой сайты в Интернете, которые расположены на других

 

компьютерах, просматривает их и запоминает название страниц и все их со­держимое, включая изображения, видео и т.д. Затем собранную информацию «паук» передает поисковой системе. На основе полученной информации по­исковая система проводит индексирование страниц, то есть пытается «по­нять», что именно на этой странице содержится, о чем рассказывается, како­во ее назначение. Поисковая система выделяет из каждой страницы ключе­вые слова, описывающие ее содержание, и запоминает все это в базе данных.

Когда мы задаем поисковой системе запрос, она просматривает базу данных, составляет список страниц, удовлетворяющих условиям запроса, и выводит его нам на экран.

Существует множество разных поисковых систем: Mail.ru, Яндекс, Рамблер, Нигма, Google, Yahoo. Мы с вами рассмотрим две из них: Яндекс и Google. Давайте запишем в ваши тетради их адреса. *СЛАЙД*

  1. Яндекс www.yandex.rn
  2. Google www.google.ru

Кто из вас искал информацию в обеих поисковых системах? А кто толь­ко в какой-то одной? А вы знаете, чем отличаются эти поисковые системы?

Яндекс — это крупнейшая поисковая система России. Google — круп­нейшая международная система. Яндекс и Google работают совершенно независимо друг от друга, поэтому результаты поиска в одной и в другой системе могут значительно отличаться. То, чего не найдет Яндекс, сможет найти Google, и наоборот. Также они отличаются дополнительными функ­циями и возможностями, которые мы рассмотрим по ходу урока.

Для того, чтобы найти какую-то информацию, и в том и в другом случае нужно зайти на главную страницу поисковой системы и ввести запрос в строку поиска. При этом надо помнить о своей информационной безопас­ности. Для того, чтобы система показывала вам только безвредные сайты, на которых вы не столкнетесь с вирусами или мошенничеством, нужно включить режим безопасности. В Google для этого нужно, после того, как вы отправили запрос, нажать на кнопку «безопасный поиск» и выбрать из выпадающего списка пункт «строгая фильтрация». *СЛАЙД* В Яндексе же для безопасного поиска нужно просто зайти не по главному адресу (www.yandex.ru), а по адресу http://familv.yandex.ru. *СЛАЙД*

Практические действия (6 минут)

Сейчас мы будем работать за компьютером, но сначала давайте создадим несколько групп для совместной работы.

Представим, что нам нужно найти в Интернете информацию для подго­товки реферата на тему «Животный и растительный мир Кузбасса». Попро­буйте сначала воспользоваться поисковой системой Яндекс, а затем Google. После этого сравните полученные результаты. Какой вывод мы можем сде­лать? Правильно, системы выдают нам ссылки на совершенно разные сайты. Давайте обратим внимание на надпись под логотипом Яндекса: «Нашлось 370 тыс. ответов». *СЛАЙД* Теперь посмотрим, сколько ресурсов нашел Google. «Результатов: примерно 15 500». *СЛАЙД* Так получилось, скорее всего, пот ому, что Яндекс — отечественная поисковая система, соответственно, на запрос о том, что касается России, мы получили больше ответов. Если бы мы искали сведения, например, о животном и растительном мире штата Колора­до в США, то Google наверняка нашел бы гораздо больше ресурсов.

Теоретическая часть урока (8 минут)

Иногда результаты поиска могут быть не удовлетворительны. Поисковая ;истема может выдать слишком мало информации, но гораздо чаще она выдает огромное количество сведений, включая и те, которые нам абсо­лютно не нужны.

Для того, чтобы улучшить результаты поиска, можно воспользоваться несколькими способами.

1. Использование синонимов.

Формулируя свой информационный запрос к поисковой системе, необхо­димо помнить, что многие слова могут иметь синонимы. Например, мы зна­ем, что бегемот и гиппопотам — это одно и то же животное. Следовательно, если мы ищем информацию об этом животном, то при поиске надо исполь­зовать оба слова: и «бегемот», и «гиппопотам». Но человек не может помнить все существующие синонимы. Тогда ему на помощь приходят словари. Если мы не находим нужную нам информацию, необходимо с помощью словаря попытаться найти синоним и провести по нему поиск. *СЛАЙД* Поисковая система не умеет сама находить синонимы к вашим ключевым словам, поэ­тому на разные синонимы она выдаст разную информацию.

2. Точное совпадение (поиск цитат)

Иногда нам нужно дословную выдержку из какого-либо текста или дос­ловно приведённые чьи-либо слова, то есть у нас возникает потребность в поиске цитаты. Например, у нас есть высказывание какого-либо писателя или ученого, но мы не знаем, кому конкретно оно принадлежит. Или же у нас есть цитата, но мы сомневаемся в ее точности, потому что не помним какое-либо слово из нее. Нужные нам сведения можно легко найти с по­мощью Интернета. В первом случае, когда мы вводим запрос в поисковую строку, цитату нужно взять в кавычки. Во втором случае, когда мы не пом­ним какое-либо слово из фразы, мы вводим эту фразу в поисковую строку, взяв ее в кавычки, и ставим звездочку вместо забытого слова. Например, «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась». *СЛАЙД* «Вечор, ты помнишь, * злилась, на мутном небе мгла носилась». Данное правило действует и в той и в другой поисковой системе.

3. Совместная встречаемость (оператор И)

Иногда нам нужно найти текст, непременно содержащий несколько ключевых слов сразу в одном предложении. Тогда нам поможет функция поисковой системы, называющаяся «Совместная встречаемость». *СЛАЙД* Для того, чтобы ею воспользоваться в Яндексе,, нужно между ключевыми словами поставить знак «&». В Google между ключевыми слова­ми нужно поставить «AND». Например, нам требуются сведения о водяной лилии и насекомом водомере. Если мы зададим запрос «лилии водомер», то в ответ мы получим данные о разновидностях лилий и водоизмерительных приборов — водомерах. Для того, чтобы поисковая система не выдала нам ненужную информацию, следует в запросе между словами поставить знак «AND» или «&», тогда система выдаст нам тексты, в которых в одном пред­ложении говорится и о растении «лилия», и о насекомом «водомер».

4. Поиск по одному из слов (оператор ИЛИ)

Может встретиться и противоположный случай: когда нам нужно, чтобы в одном предложении встречалось или только одно, или только другое клю­чевое слово. *СЛАЙД* В Яндексе для этого нужно поставить знак «|», в Google — «OR». Например, вы решили сделать своими руками подарок для мамы и пока еще не решили, что вам лучше сделать: браслет из бисера или поделку из пластилина. Вам нужно в Интернете найти информацию хоть по бисероплетению, хоть по лепке из пластилина. В этом случае, ваш зап­рос в Яндексе будет выглядеть так: браслет из бисера | поделка из пластили­на, а в Google: браслет из бисера OR поделка из пластилина. *СЛАЙД*

5. Исключение слов

Часто нам не хочется просматривать лишнюю, избыточную информацию. Чтобы система выдала более точные сведения, можно задать ей ограничения, например, указать слово, которого в найденном системой материале быть не должно. Например, мы хотим найти в Интернете описания кормов для спа­ниеля. Поскольку нам нужен корм только для мелких пород собак и нас не интересуют крупные породы, то мы может задать поисковой системе четкое ограничение, указав нежелательное ключевое слово — «крупные породы». *СЛАЙД* Для этого в Яндексе нам нужно перед исключаемым словом пос­тавить знак «—-», а в Google знак «-» без пробела перед исключаемым словом.

Сейчас каждому из вас я раздам памятку с описанием всех пяти способов поиска в Яндексе и в Google.

 

 

 

№ п.п.

Название способа

Пример оформления в Яндексе

Пример оформления в Google

1.

Использование синонимов

бегемот-гиппопотам

2.

Точное совпадение ключевых слов

«вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась»

 

Пропущено слово в цитате

«вечор, ты помнишь, * злилась, на мутном небе мгла носилась»

3.

Совместная встречаемость

лилия & водомер

лилия AND водомер

4.

Поиск по одному из слов

браслет из бисера | поделка из пластилина

браслет из бисера OR поделка из пластилина

5.

Исключение слов

Корм для собак — крупные породы

Корм для собак -крупные породы

 

Практическое задание (6 минут)

Теперь попробуйте сами каждый из пяти способов. Каждой группе я раз­дам листочки с одинаковыми заданиями. Поиск можете осуществлять в любой из двух изученных нами поисковых систем. Чья команда быстрее и лучше всех выполнит задания, той команде мы поаплодируем.

  1. Осуществить поиск по синонимам к ключевым словам «животный мир», «растительный мир» и «Кузбасс».
  2. Найти и выписать адрес сайта, в котором встречается фраза «на терри­тории нашей малой Родины имеются горы и равнины, леса и степи, боль­шие и малые реки и озера»
  3. Найти недостающее слово во фразе «Нашу область называют .... в ми­ниатюре».
  4. Осуществить поиск по совместной встречаемости ключевых слов - растительный мир» и «животный мир»
  5. Осуществить поиск документов, в которых встречались бы ключевые слова либо «растительный мир», либо «животный мир».
  6. Найти документы, которые содержали бы информацию только про животный мир и не содержали бы сведений про растительный мир.

Теоретическая часть урока (8 минут)

Кроме текстовой информации, в поисковой системе можно легко найти какое-либо изображение или видеозапись. Для этого в поисковой системе существуют специальные разделы, ссылки на которые расположены в верх­ней части сайта. *СЛАЙД*

Сейчас я расскажу, как следует искать изображения (фотографии, кар­тинки, видеозаписи, схемы).

Щелкнув на ссылку «Картинки», нужно в поле поиска ввести ключевые слова, описывающие то изображение, которое требуется найти, и щелкнуть кнопку «поиск». Давайте вместе с вами найдем изображения персидских кошек и в Яндексе и в Google. *СЛАЙД*. В Google, в отличие от Яндекса, существует дополнительная функция — «поиск по картинке». Например, нам нужно узнать, кто является автором этой картины. *СЛАЙД* Для это­го нужно перетащить мышкой файл с этой картиной в специальное поле Google, *СЛАЙД* и поисковая система выдаст нам информацию о том, что это за изображение, кто его автор, на каких сайтах оно встречается, а также предложит несколько подобных изображений разного размера. *СЛАЙД*

А теперь мы узнаем, как искать видеозаписи.

Для того, чтобы найти какую-либо видеозапись, нужно щелкнуть на кнопку «видео», размещенную в верхней части сайта, ввести в поисковую строку ключевые слова, описывающее искомое видео, и нажать кнопку «Поиск».

Очень часто нам требуется что-либо уточнить: как правильно пишется, какое значение имеет то или иное слово. Чтобы получить достоверную ин­формацию, лучше всего обратиться к словарям. В поисковой системе Ян деке имеется возможность поиска информации в различных словарях. Например, нам нужно найти определение понятия «Флора». Для этого в Яндексе нужно щелкнуть на кнопку «словари», размещенную в верхней части сайта и ввести ключевое слово, которое мы собрались искать. В Ян­дексе существует три типа поиска по словарям:

  1. «перевод» — когда нам требуется найти перевод того или иного слова *СЛАЙД*.
  2. «энциклопедии» — когда нам требуется найти определение этого сло­ва * СЛАЙД*.
  3. «русский язык» — когда нам нужно узнать, как правильно пишется слово и на какой слог нужно ставить ударение. *СЛАЙД*.

В Google функция поиска толкования слова и его орфографии отсут­ствует. Существует только функция перевода слова или фразы с одного языка на другой. Для этого нужно щелкнуть на кнопку «Переводчик», раз­мещенную в верхней части сайта. *СЛАЙД*

Практические действия (4 минуты)

Сейчас попробуйте сами осуществить все три вида поиска по словарям с ключевым словом «Фауна».

Затем попытайтесь найти изображения и видеозапись на любую интере­сующую вас тему. После этого найдите автора и название картины, файл с которой находится на ваших компьютерах.

Подведение итогов (2 минуты)

Таким образом, мы с вами сегодня узнали, как работает поисковая сис­тема, познакомились с поисковыми системами Яндекс и Google, выясни­ли, какие правила нужно соблюдать для успешного и безопасного поиска информации в Интернете.

Домашнее задание

Ребята! Сегодня вы получаете творческое домашнее задание. Вам предс­тоит самостоятельно провести различные виды поиска информации в Ин­тернете по одному из реальных предметов (тем), который вам интересен. Например, по названию какого-либо животного, птицы, музыкального инструмента; Вам необходимо провести следующие виды поиска:

    1. Поиск определения (толкования ) того слова, которое обозначает объект поиска;
    2. Поиск с использованием синонимов (если они есть, синонимов мо­жет и не быть);
    3. Поиск изображений, показывающих, как выглядит объект поиска — растение, животное, техническое устройство, и т.д.;
    4. Поиск видеозаписей, характеризующий объект поиска.

В результате у Вас должна получиться подборка материалов, позволяю­щая вам объяснить, что собой представляет объект поиска, как он выгля­дит, как звучит или какие звуки издает.

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz