Цель урока: изучить состав и назначение справочно-поискового аппарата книги.
Задачи урока:
- Повторить виды первичных документов с целью закрепления учебного материала;
- Дать представление об элементах справочного аппарата;
- Показать возможности справочного аппарата для свертывания информации.
Место проведения занятия — учебный класс или школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
-
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- Терминологический словарь по курсу;
- Презентация Power Point;
- Наглядные пособия: толковый, орфографический, этимологический, фразеологический словари, словари синонимов и антонимов;
- Раздаточные материалы.
Ход урока.
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (3 минуты)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами разбирали виды поиска различной информации в Интернете. Дома вам предлагалось самостоятельно провести различные виды поиска информации в Интернете по одному из реальных предметов (тем), который вам интересен.
Давайте посмотрим результаты выполнения домашнего задания. Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Сегодня мы с вами вернемся к понятию «первичные документы». Давайте вспомним, что такое «первичный документ»? Откройте свои словари. Кто прочитает определение?
Первичный документ — это документ, являющийся результатом труда автора (ученого, писателя, журналиста, сценариста, режиссера и др.), размещенный на любом материальном носителе. Например, научная книга, статья, повесть, рассказ, сказка, сценарий, кинофильм и др.
Может быть, кто-нибудь помнит, какие виды первичных документов бывают? * СЛАЙД*
- учебные;
- справочные;
- научно-познавательные;
- художественные;
- издания для досуга.
Практические действия (7 минут)
На моем столе лежат несколько первичных документов (традиционных и электронных). Пусть кто-нибудь из вас подойдет и найдет среди них учебные издания. Почему ты считаешь, что это именно учебный документ? Правильно, потому что на его титульном листе написано «учебник». Значит, в нем изложен учебный материал.
Второй из вас должен найти художественные документы. Почему выбранные тобой документы относятся к художественным? Потому что на титульном листе этих книг написано «повесть», «сказка», «рассказы». Следующий — справочные издания. Почему ты выбрал именно эти документы? Потому что на их обложке написано «словарь», «энциклопедия», «справочник». А теперь у нас остались научно-познавательные документы и издания для досуга. Как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? На титульном листе должно быть указано, что это научно-познавательное издание.
Теоретическая часть урока (12 минут)
Для того, чтобы хорошо разбираться в первичных документах, необходимо знать их структуру, т.е. из каких частей они состоят. На этом занятии мы с вами рассмотрим структуру учебного и научно-познавательного документа.
Разбейтесь на 3 группы. Каждая из групп получит на стол одну научно- познавательную книгу.
Давайте посмотрим на слайд. *СЛАЙД* Здесь для примера представлен учебник по истории Древнего мира. Это вид учебного документа. Его структура имеет примерно те же элементы, что и книги на ваших столах.
Представим, что вам дано задание: за 10 минут вы должны понять, что говорится в выданной вам книге, узнать, о чем в ней идет речь. Что вы будете делать? За 10 минут прочитать всю книгу невозможно, и совсем не обязательно это делать. Вам достаточно только ознакомиться с некоторыми элементами книги.
Любая учебная книга имеет обложку. *СЛАЙД* На ней может быть расположена фамилия автора или нескольких авторов, название книги, название издательства. Иногда на ней указывается также город, в котором она была издана, и год издания. *СЛАЙД* Посмотрите, на обложках ваших книг есть такие данные?
Теперь раскройте ваши книги, а я на слайде «раскрою» учебник * СЛАЙД*. Мы видим титульный лист. Что вы на нем видите, что добавилось? Тип издания, место издания, год издания. Как вы думаете, зачем нужен титульный лист?
У титульного листа есть несколько функций, давайте их запишем:
1.Информационная: по титульному листу мы узнаем информацию о книге.
2.Поисковая: по данным на титульном листе мы можем отыскать эту книгу.
3.Опознавательная: титульный лист отражает индивидуальные данные об этой книге.
Таким образом, вы уже получили первые сведения о книге: что в моем случае в этой книге пойдет речь о Древнем мире и что это учебник, в вашем случае — что у первой группы книга про экологию и это хрестоматия, у второй — научно-познавательная книга для девочек, у третьей — научно-познавательная книга для мальчиков.
На основе полученной информации мы можем составить свой первый вторичный документ: библиографическое описание документа. Для этого лишь нужно «вытянуть» с титульного листа фамилии авторов, название книги, тип издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц и составить их в нужном порядке, отделив их определенными знаками препинания. *СЛАЙД*
Теперь попробуйте сами в ваших тетрадях составить библиографическое описание выданной вам книги, ориентируясь на пример на слайде.
Давайте перевернем страницу. *СЛАЙД* Слева вы видите библиографическое описание книги, составленное ее издателями. *СЛАЙД* Под библиографическим описанием расположена аннотация на книгу. Она нужна для того, чтобы получить более подробное представление, о чем эта книга. Пусть один человек из каждой группы прочитает нам аннотацию на свою книгу. Теперь мы еще более подробно узнали про книгу, не читая ее «от корки до корки».
*СЛАЙД* На следующей странице мы видим оглавление, т.е. перечень всех глав и параграфов с указанием страниц. Иногда оно может находиться не в начале, а в конце книги. О чем нам может сказать оглавление? Оно не только может указать, где находится та или иная глава, но, так же, как и аннотация, оно отражает краткое содержание книги. Посмотрите и убедитесь, что это так.
Каждая учебная книга имеет введение или предисловие. * СЛАЙД* В нем излагаются мысли автора, о чем эта книга, чему она может научить.
В конце книги всегда есть заключение. *СЛАЙД* В заключении обычно подводится итог тому, что дала читателю эта книга, чему она его научила.
Все перечисленные разделы книги дают нам какие-то сведения, краткие справки о ней. Поэтому они называются справочно-поисковым аппаратом книги.
Справочно-поисковый аппарат книги — это совокупность дополнительных элементов книги, поясняющих основной текст, способствующих усвоению содержания книги, облегчающих читателю пользование данной книгой. Например, такими дополнительными элементами книги являются: сопроводительная статья, вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания.
В него же еще входят разные приложения *СЛАЙД* (в нашем примере на слайде это вопросы для самопроверки и важнейшие даты по истории древнего мира) и список литературы, если он есть. Давайте кратко запишем *СЛАЙД*:
Справочно-поисковый аппарат книги:
1. библиографическое описание;
2. аннотация;
3. оглавление;
4. введение (предисловие);
5. заключение (послесловие);
6. приложения;
7. список литературы.
Теперь вы можете сказать, о чем идет речь в выданной вам книге? Пусть кто-нибудь из каждой группы расскажет нам. Таким образом, пересказав содержание книги, мы с вами только что составили другой вид вторичного документа — аннотацию.
Следующий раздел нашего занятия будет посвящен справочным документам, к которым относятся словари. Давайте вспомним, какой вид поиска позволяют провести словари? Правильно, фактографический. *СЛАЙД*
На одном из занятий мы с вами рассматривали, что такое толковые словари. Но словарей бывает множество видов. Сегодня мы более подробно остановимся на каждом. На занятиях русского языка вы уже использовали еще один вид словарей. Кто скажет какой? Правильно, орфографический. Кто скажет, для чего нам нужен орфографический словарь? Верно, для того чтобы знать, как правильно написать то или иное слово.
Вы знаете, что у слов могут быть синонимы — слова, отличающиеся по написанию, но схожие по смыслу. Кто может привести пример? Например, жара — зной, мороз — стужа. Беседа — разговор. Зубной врач — дантист. Верно — правильно.
Противоположные по значению слова называются антонимами. Давайте подберем антонимы к различным словам. Радость — грусть, жара — холод, сладкий — горький, свет — тьма. Существуют словари, в которых можно найти синонимы и антонимы к любому слову. Эти словари так и называются: словарь синонимов и словарь антонимов.
Вы, наверное, слышали выражение «крылатые слова». Что оно означает? Это меткие выражения, афоризмы, вошедшие в общее употребление. Существует словарь, толкующий такие выражения. Называется он — фразеологический. Произошло его название от понятия «фразеологизм» — это словосочетание, имеющее «переносное» значение. Например, «а Васька слушает, да ест» — говорят о том, кто, несмотря ни на что, продолжает делать свое дело. «Гоняться за двумя зайцами» — стремиться выполнить одновременно два разных дела, достичь двух различных целей. Поиск в этих словарях осуществляется по особому принципу. В этом случае нам вновь помогут ключевые слова. Т.е. из крылатого выражения мы должны выделить ключевое слово, по которому и будем вести поиск в словаре. Выделите такое слово во фразе «Гоняться за двумя зайцами». Правильно, «заяц». Значит, в словаре мы должны искать на букву «3».
Порой мы задумываемся, почему какой-то предмет, понятие или явление называется именно так, а не как-то иначе. Например, вы задумывались, почему молоко называется молоком? Окно — окном? Пельмени — пельменями? А ведь есть словари, в которых можно найти происхождение любого слова. Такой словарь называется этимологическим. Давайте посмотрим на слайд. Я заранее посмотрела в этимологическом словаре значения этих слов. [Шаповалова, О. А. Этимологический словарь русского языка [Текст] / О. А. Шаповалова. — М.: Феникс, 2009. — 240 е.] *СЛАЙД*
Практические действия (10 минут)
А теперь попробуйте сами поработать с этими словарями. Разбейтесь на три группы. Каждой группе я даю по одному крылатому выражению, записанному на листочке бумаги. Вы должны найти выделить из него ключевое слово, найти во фразеологическом словаре толкование фразы, а затем в этимологическом — происхождение этого ключевого слова.
1 группа «Как по маслу»
2 группа «Не в своей тарелке»
3 группа «Не фунт изюму».
Подведение итогов (3 минуты)
На этом занятии мы с вами рассмотрели структуру книги, научились очень быстро узнавать, о чем идет речь в книге, не прочитывая ее «от корки до корки», благодаря ее справочному аппарату, в который входит библиографическое описание, аннотация, оглавление, введение, заключение, приложения и список литературы.
Также мы узнали, какие виды словарей бывают и для чего они предназначены.
Домашнее задание
Дома возьмите учебники по информатике и окружающему миру, посмотрите, все ли элементы структуры в них есть и заполните таблицу, проставив соответственно плюсы или минусы.