Понедельник, 29.04.2024, 06:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 11

 

Цель урока: изучить состав и назначение справочно-поискового аппара­та книги.

Задачи урока:

  1. Повторить виды первичных документов с целью закрепления учебно­го материала;
  2. Дать представление об элементах справочного аппарата;
  3. Показать возможности справочного аппарата для свертывания ин­формации.

Место проведения занятия — учебный класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

    1. Компьютер;
    2. Проектор;
    3. Экран;
    4. Терминологический словарь по курсу;
    5. Презентация Power Point;
    6. Наглядные пособия: толковый, орфографический, этимологический, фразеологический словари, словари синонимов и антонимов;
    7. Раздаточные материалы.

Ход урока.

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (3 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами разбирали виды поиска различной ин­формации в Интернете. Дома вам предлагалось самостоятельно провести различные виды поиска информации в Интернете по одному из реальных предметов (тем), который вам интересен.

Давайте посмотрим результаты выполнения домашнего задания. Обуча­ющиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.

Сегодня мы с вами вернемся к понятию «первичные документы». Давай­те вспомним, что такое «первичный документ»? Откройте свои словари. Кто прочитает определение?

Первичный документ — это документ, являющийся результатом труда автора (ученого, писателя, журналиста, сценариста, режиссера и др.), размещенный на любом материальном носителе. Например, научная кни­га, статья, повесть, рассказ, сказка, сценарий, кинофильм и др.

Может быть, кто-нибудь помнит, какие виды первичных документов бывают? * СЛАЙД*

  1. учебные;
  2. справочные;
  3. научно-познавательные;
  4. художественные;
  5. издания для досуга.

Практические действия (7 минут)

На моем столе лежат несколько первичных документов (традиционных и электронных). Пусть кто-нибудь из вас подойдет и найдет среди них учеб­ные издания. Почему ты считаешь, что это именно учебный документ? Правильно, потому что на его титульном листе написано «учебник». Зна­чит, в нем изложен учебный материал.

Второй из вас должен найти художественные документы. Почему выб­ранные тобой документы относятся к художественным? Потому что на ти­тульном листе этих книг написано «повесть», «сказка», «рассказы». Следу­ющий — справочные издания. Почему ты выбрал именно эти документы? Потому что на их обложке написано «словарь», «энциклопедия», «справоч­ник». А теперь у нас остались научно-познавательные документы и издания для досуга. Как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? На титуль­ном листе должно быть указано, что это научно-познавательное издание.

Теоретическая часть урока (12 минут)

Для того, чтобы хорошо разбираться в первичных документах, необхо­димо знать их структуру, т.е. из каких частей они состоят. На этом занятии мы с вами рассмотрим структуру учебного и научно-познавательного доку­мента.

Разбейтесь на 3 группы. Каждая из групп получит на стол одну научно- познавательную книгу.

Давайте посмотрим на слайд. *СЛАЙД* Здесь для примера представлен учебник по истории Древнего мира. Это вид учебного документа. Его структура имеет примерно те же элементы, что и книги на ваших столах.

Представим, что вам дано задание: за 10 минут вы должны понять, что говорится в выданной вам книге, узнать, о чем в ней идет речь. Что вы бу­дете делать? За 10 минут прочитать всю книгу невозможно, и совсем не обя­зательно это делать. Вам достаточно только ознакомиться с некоторыми элементами книги.

Любая учебная книга имеет обложку. *СЛАЙД* На ней может быть рас­положена фамилия автора или нескольких авторов, название книги, назва­ние издательства. Иногда на ней указывается также город, в котором она была издана, и год издания. *СЛАЙД* Посмотрите, на обложках ваших книг есть такие данные?

Теперь раскройте ваши книги, а я на слайде «раскрою» учебник * СЛАЙД*. Мы видим титульный лист. Что вы на нем видите, что добави­лось? Тип издания, место издания, год издания. Как вы думаете, зачем ну­жен титульный лист?

У титульного листа есть несколько функций, давайте их запишем:

1.Информационная: по титульному листу мы узнаем информацию о книге.

2.Поисковая: по данным на титульном листе мы можем отыскать эту книгу.

3.Опознавательная: титульный лист отражает индивидуальные данные об этой книге.

Таким образом, вы уже получили первые сведения о книге: что в моем случае в этой книге пойдет речь о Древнем мире и что это учебник, в вашем случае — что у первой группы книга про экологию и это хрестоматия, у вто­рой — научно-познавательная книга для девочек, у третьей — научно-поз­навательная книга для мальчиков.

На основе полученной информации мы можем составить свой первый вторичный документ: библиографическое описание документа. Для этого лишь нужно «вытянуть» с титульного листа фамилии авторов, название книги, тип издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц и составить их в нужном порядке, отделив их определенными зна­ками препинания. *СЛАЙД*

Теперь попробуйте сами в ваших тетрадях составить библиографическое описание выданной вам книги, ориентируясь на пример на слайде.

Давайте перевернем страницу. *СЛАЙД* Слева вы видите библиографи­ческое описание книги, составленное ее издателями. *СЛАЙД* Под библи­ографическим описанием расположена аннотация на книгу. Она нужна для того, чтобы получить более подробное представление, о чем эта книга. Пусть один человек из каждой группы прочитает нам аннотацию на свою книгу. Теперь мы еще более подробно узнали про книгу, не читая ее «от корки до корки».

*СЛАЙД* На следующей странице мы видим оглавление, т.е. перечень всех глав и параграфов с указанием страниц. Иногда оно может находиться не в начале, а в конце книги. О чем нам может сказать оглавление? Оно не только может указать, где находится та или иная глава, но, так же, как и ан­нотация, оно отражает краткое содержание книги. Посмотрите и убеди­тесь, что это так.

Каждая учебная книга имеет введение или предисловие. * СЛАЙД* В нем излагаются мысли автора, о чем эта книга, чему она может научить.

В конце книги всегда есть заключение. *СЛАЙД* В заключении обычно подводится итог тому, что дала читателю эта книга, чему она его научила.

Все перечисленные разделы книги дают нам какие-то сведения, краткие справки о ней. Поэтому они называются справочно-поисковым аппаратом книги.

Справочно-поисковый аппарат книги — это совокупность дополнитель­ных элементов книги, поясняющих основной текст, способствующих ус­воению содержания книги, облегчающих читателю пользование данной книгой. Например, такими дополнительными элементами книги явля­ются: сопроводительная статья, вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания.

В него же еще входят разные приложения *СЛАЙД* (в нашем примере на слайде это вопросы для самопроверки и важнейшие даты по истории древнего мира) и список литературы, если он есть. Давайте кратко запишем *СЛАЙД*:

Справочно-поисковый аппарат книги:

1. библиографическое описание;

2. аннотация;

3. оглавление;

4. введение (предисловие);

5. заключение (послесловие);

6. приложения;

7. список литературы.

Теперь вы можете сказать, о чем идет речь в выданной вам книге? Пусть кто-нибудь из каждой группы расскажет нам. Таким образом, пересказав содержание книги, мы с вами только что составили другой вид вторичного документа — аннотацию.

Следующий раздел нашего занятия будет посвящен справочным доку­ментам, к которым относятся словари. Давайте вспомним, какой вид по­иска позволяют провести словари? Правильно, фактографический. *СЛАЙД*

На одном из занятий мы с вами рассматривали, что такое толковые словари. Но словарей бывает множество видов. Сегодня мы более под­робно остановимся на каждом. На занятиях русского языка вы уже ис­пользовали еще один вид словарей. Кто скажет какой? Правильно, ор­фографический. Кто скажет, для чего нам нужен орфографический сло­варь? Верно, для того чтобы знать, как правильно написать то или иное слово.

Вы знаете, что у слов могут быть синонимы — слова, отличающиеся по написанию, но схожие по смыслу. Кто может привести пример? Например, жара — зной, мороз — стужа. Беседа — разговор. Зубной врач — дантист. Верно — правильно.

Противоположные по значению слова называются антонимами. Давай­те подберем антонимы к различным словам. Радость — грусть, жара — хо­лод, сладкий — горький, свет — тьма. Существуют словари, в которых можно найти синонимы и антонимы к любому слову. Эти словари так и называются: словарь синонимов и словарь антонимов.

Вы, наверное, слышали выражение «крылатые слова». Что оно озна­чает? Это меткие выражения, афоризмы, вошедшие в общее употребление. Существует словарь, толкующий такие выражения. Называется он — фразеологический. Произошло его название от понятия «фразеоло­гизм» — это словосочетание, имеющее «переносное» значение. Напри­мер, «а Васька слушает, да ест» — говорят о том, кто, несмотря ни на что, продолжает делать свое дело. «Гоняться за двумя зайцами» — стремиться выполнить одновременно два разных дела, достичь двух различных целей. Поиск в этих словарях осуществляется по особому принципу. В этом случае нам вновь помогут ключевые слова. Т.е. из крылатого выра­жения мы должны выделить ключевое слово, по которому и будем вести поиск в словаре. Выделите такое слово во фразе «Гоняться за двумя зай­цами». Правильно, «заяц». Значит, в словаре мы должны искать на бук­ву «3».

Порой мы задумываемся, почему какой-то предмет, понятие или явле­ние называется именно так, а не как-то иначе. Например, вы задумыва­лись, почему молоко называется молоком? Окно — окном? Пельмени — пельменями? А ведь есть словари, в которых можно найти происхождение любого слова. Такой словарь называется этимологическим. Давайте посмот­рим на слайд. Я заранее посмотрела в этимологическом словаре значения этих слов. [Шаповалова, О. А. Этимологический словарь русского языка [Текст] / О. А. Шаповалова. — М.: Феникс, 2009. — 240 е.] *СЛАЙД*

Практические действия (10 минут)

А теперь попробуйте сами поработать с этими словарями. Разбейтесь на три группы. Каждой группе я даю по одному крылатому выражению, запи­санному на листочке бумаги. Вы должны найти выделить из него ключевое слово, найти во фразеологическом словаре толкование фразы, а затем в этимологическом — происхождение этого ключевого слова.

1 группа «Как по маслу»

2 группа «Не в своей тарелке»

3 группа «Не фунт изюму».

Подведение итогов (3 минуты)

На этом занятии мы с вами рассмотрели структуру книги, научились очень быстро узнавать, о чем идет речь в книге, не прочитывая ее «от кор­ки до корки», благодаря ее справочному аппарату, в который входит библи­ографическое описание, аннотация, оглавление, введение, заключение, приложения и список литературы.

Также мы узнали, какие виды словарей бывают и для чего они предназ­начены.

 

Домашнее задание

Дома возьмите учебники по информатике и окружающему миру, пос­мотрите, все ли элементы структуры в них есть и заполните таблицу, прос­тавив соответственно плюсы или минусы.

 

 

№ п.п.

Элемент структуры книги

Наличие в книге элемента

Информатика

Окружающий мир

1.

Обложка

 

 

2.

Титульный лист

 

 

3.

Библиографическое описание

 

 

4.

Аннотация

 

 

5.

Оглавление

 

 

6.

Введение (предисловие)

 

 

7.

Заключение (послесловие)

 

 

8.

Приложения

 

 

9.

Список литературы

 

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz