Цель урока: изучение сущности текста как объекта аналитико-синтетической переработки.
Задачи урока:
1. Рассмотреть понятие «текст»;
2. Ознакомить с понятиями «тема» и «микротема» на конкретном примере;
3. Дать представление о свойствах текста (связность, целостность, осмысленность, структурированность);
4. Ознакомить с назначением свойств текста и его аналитико-синтетической переработкой.
Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
-
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Терминологический словарь по курсу.
- Презентация Power Point.
- Наглядные пособия: CD-диск с мультфильмом «Ассоциации».
- Раздаточные материалы.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (1 минута)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом уроке мы с вами подробнее рассмотрели такой вид первичных документов, как словари. Также вы познакомились со справочно-по- исковым аппаратом книги. Дома вам предлагалось выявить элементы структуры ваших учебников по информатике и окружающему миру и выписать их в таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Теоретическая часть урока (2 минуты)
На этом уроке мы с вами рассмотрим, что такое текст, его тема и микротема.
Как вы думаете, что такое текст? *СЛАЙД*
Текст — письменное сообщение по какой-либо теме, обладающее смысловой завершенностью и целостностью. Например, текстом является пословица, загадка, рассказ, повесть, статья и др.
Практические действия (10 минут)
Давайте поиграем в игру «Сочини сказку». Первый участник говорит первое предложение, тем самым начиная сказку. Например, «Жили-были...» Затем второй участник продолжает по смыслу этот текст. От каждого участника требуется по одному предложению. Давайте я начну: «Жил-был рыжий кот Вася». Продолжайте. Дети по порядку говорят по одному предложению, связанному с предыдущим по смыслу, формируя определенный сюжет.
Теоретическая часть урока (15 минут)
Таким образом, мы с вами только что составили текст. У любого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Как вы думаете, какая тема у нашей с вами сказки? «Кот Вася». Любая тема делится на микротемы. Микротема — часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Какие микротемы можно выделить из нашей темы? (Выделяется 3 микротемы)
Текстом может являться и одно предложение (например, загадка), и несколько предложений (например, басня), и целая книга (например, ваш учебник по «Окружающему миру»). Как вы думаете, что их объединяет? Всех их объединяют свойства текста.
Любой текст имеет обязательные свойства *СЛАЙД*:
- связность;
- законченность (целостность);
- осмысленность;
- структурированность.
Давайте рассмотрим каждое из них. Посмотрите на экран. Что вы там видите? *СЛАЙД* Связанные из ниток буквы, которые складываются в слово «Текст». Вы видите, что все буквы связаны еще и между собой. Эта картинка демонстрирует первое свойство текста — связность.
Связность текста — это свойство текста, характеризующее связь элементов текста (предложений, абзацев) в единое целое.
Наш текст «Про кота Васю» обладает таким свойством? Да, потому что его предложения связаны по смыслу.
Сейчас я прочитаю вам два небольших рассказа, а вы мне скажете, какой из них можно назвать текстом, а какой нельзя. *СЛАЙД*
Кит — замечательное млекопитающее. Млекопитающие — это такие животные, которые выкармливают детенышей своим молоком. Молоко — очень полезный продукт. Многие продукты, если их не хранить в холодильнике, портятся. Испорченные продукты нельзя есть, потому что можно отравиться. При отравлении рекомендуется сразу обращаться к врачу.
Вот самое большое животное в мире — кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно бы перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям — китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом через ус ее процедит. Вода выливается, а мелкие рыбешки, рачки остаются. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь — млекопитающее. Китихи кормят своих малышей молоком. И дышат киты, как все звери, воздухом.
Урок экологии по теме «Путешествие в темные глубины» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/525444/.
Почему первый рассказ нельзя назвать текстом? Потому что в нем не соблюдено свойство связности. Что мы представляем, когда читаем второй текст? *ВТОРИЧНЫЙ ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ* Кита с китенком.
А что мы представляем, когда читаем первый рассказ? *СЛАЙД* Совершенно разрозненные вещи: кита, несколько млекопитающих животных, молоко в стакане, холодильник с продуктами, испорченные продукты, больного человека, больницу, врача.
Давайте сформулируем тему второго рассказа. О чем в нем говорится? О ките. Название темы может быть выражено по-разному, в разных формулировках. Давайте посмотрим, какие могут быть названия у этого текста: «Кит», «Самое большое в мире животное», «Замечательное млекопитающее», «Удивительный зверь». Названий может быть много, но тема текста всегда одна.
Следующее свойство текста изображено на слайде. *СЛАЙД*
Что вы на нем видите? Мы видим пазл - мозаику, на котором написано «целостность». Но в ней не хватает двух деталей. Если мы разместим их правильно, наше слово получится целостным. Точно так же любой текст должен быть целостным, из него ничего не должно выпадать и теряться.
Целостность текста — это свойство текста, определяющее единство его темы и содержания.
Наша сказка про кота является целостной? Да, потому что текст соответствует теме: наша сказка рассказывает только о коте Васе и его жизни, а не о чем-то другом.
Практические действия (5 минут)
Теперь давайте попробуем убедиться в важности такого свойства, как целостность. На следующем слайде мы видим текст притчи. [Ветер и Солнце. Притча от Константина Ушинского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pritchi.ru/id_4637] *СЛАЙД* Вы видите, что в ней пропущены некоторые слова. Список слов в беспорядке представлен ниже. Ваша задача собрать этот текст как пазл: заполнить его недостающими словами, чтобы получилась целостная картина. Я читаю текст вслух, а каждый из вас по порядку называет пропущенное слово.
Таким образом, восстановив целостность этого текста, мы смогли понять его смысл.
Теоретическая часть урока (10 минут)
Одним из обязательных свойств является также осмысленность текста. *СЛАЙД*
Осмысленность текста — это свойство текста, отражающее наличие у него смысла, смысловой нагрузки. Например, несмотря на формульную грамматическую правильность, предложение «Соленая девочка работала мохнатую конфету» не имеет смысла, следовательно, не является текстом.
То есть любой текст должен иметь смысл, иначе это просто набор слов.
Для примера на практике мы сейчас с вами рассмотрим текст румынской сказки. *СЛАЙД*
Голодный был волк. Увидал он лошадь с жеребеночком, и так ему жеребеночек понравился, что он даже языком зацокал: отменное жаркое из этого жеребеночка будет!
- Послушай, милочка, — говорит он лошади, — ты не продашь мне его?
- Отчего ж не продать, продам, — отвечает лошадь.
- А какая ему цена?
- Я уж и позабыла, у меня позади на подкове написано. Ты грамотный, ступай почитай.
Волк обошел лошадь, встал сзади, только собрался читать — она как ударит его подковой!Волк кувырк вверх тормашками — и конец ему. Вот тебе и жаркое!
[Волк и лошадь. Румынская сказка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://skazka.mifolog.ru/books/item/ro0/s00/z0000019/st052.shtml]
Кто скажет, в чем состоит основная мысль этого текста? Какое название мы можем дать этому тексту? Как вы считаете, полностью ли отражают придуманные вами названия смысл текста?
Последнее свойство текста — структурированность. *СЛАЙД*
Структурированность текста — это свойство текста, означающее возможность разделения текста на части по формальному (например, выделение слова, предложения, абзаца) или содержательному признаку (например, выделение микротемы, параграфа, главы, раздела).
У любого законченного текста есть структура. В любом тексте предложения должны следовать друг за другом строго в определенном порядке и не могут меняться местами, иначе пропадает смысл текста.
Практические действия (5 минут)
Разбейтесь на 5 групп. Сейчас каждая из групп получит полоски бумаги с отдельными предложениями из текста, на примере которого мы с вами будем разбирать свойство структурированности. Каждое предложение на полоске бумаги пронумеровано. Ваша задача — восстановить структуру этого текста.
Когда вы закончите формирование текста, каждая команда должна назвать порядок цифр, обозначающих предложения текста. Теперь давайте посмотрим на слайде, как правильно должен выглядеть этот текст, в каком порядке стоят предложения. *СЛАЙД* (9, 11, 4, 7, 13, 1, 5, 8, 14, 12, 6, 3, 2, 10)
Теоретическая часть урока (5 минут)
Как вы думаете, зачем нам нужно знать свойства текста? Знание свойств текста нужно для того, чтобы свернуть текст, провести его аналитико-син- тетическую переработку.
Например, выделив ключевые слова из текста, мы с их помощью можем составить план текста. Выделив в тексте тему и микротемы, мы можем составить на него аннотацию, реферат или конспект.
Давайте попробуем выделить из предложенного на слайде текста ключевые слова. *СЛАЙД*
«Многие звери никаких кладовых себе на зиму не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые - претолстые. Жир — ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверю есть нечего, проникает в кровь. А кровь разносит пищу по всему телу».
[Бианки, В. Лесная газета [Текст] / В. Бианки. — М.: ACT, 2012. — 320 е.]
Теперь, исходя из ключевых слов, мы можем составить план для пересказа текста *СЛАЙД*:
1. Зимние кладовые зверей;
2. Жир — кладовая;
3. Кровь — разносчик жира.
Сначала мы должны говорить о кладовых зверей (1). Потом о том, что у некоторых животных жир — это запас пищи, он заменяет кладовые (2). Затем о том, что жир проникает в кровь, когда зверю нечего есть, а кровь разносит пищу по всему телу (3).
Подведение итогов (2 минуты)
Таким образом, мы с вами сегодня узнали, что такое «текст», его тема и ушкротемы. Рассмотрели свойства текста: связность, целостность, осмысленность и структурированность. Уяснили, для чего нужно знать свойства текста: для того, чтобы уметь проводить аналитико-синтетическую переработку текста. Научились составлять план текста.
Домашнее задание
Я вам всем раздам текст рассказа Льва Николаевича Толстого «Булька». Вы должны работать своей командой в тайне от других команд. Каждая команда должна будет составить план рассказа, не показывая его другим командам. На следующем занятии каждая команда представит свой план, мы их обсудим и выберем победителя.
JI.H. Толстой Булька
У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые.
У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.
Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.
Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар».
[Толстой, JI. Н. Булька [Текст] / JI. Н. Толстой. — М.: Амфора, 2010. — 96 с.
|