Понедельник, 29.04.2024, 09:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 12.

 

Цель урока: изучение сущности текста как объекта аналитико-синтети­ческой переработки.

Задачи урока:

1. Рассмотреть понятие «текст»;

2. Ознакомить с понятиями «тема» и «микротема» на конкретном примере;

3. Дать представление о свойствах текста (связность, целостность, ос­мысленность, структурированность);

4. Ознакомить с назначением свойств текста и его аналитико-синтети­ческой переработкой.

Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

    1. Компьютер.
    2. Проектор.
    3. Экран.
    4. Терминологический словарь по курсу.
    5. Презентация Power Point.
    6. Наглядные пособия: CD-диск с мультфильмом «Ассоциации».
    7. Раздаточные материалы.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (1 минута)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами подробнее рассмотрели такой вид первич­ных документов, как словари. Также вы познакомились со справочно-по- исковым аппаратом книги. Дома вам предлагалось выявить элементы структуры ваших учебников по информатике и окружающему миру и вы­писать их в таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Теоретическая часть урока (2 минуты)

На этом уроке мы с вами рассмотрим, что такое текст, его тема и микро­тема.

Как вы думаете, что такое текст? *СЛАЙД*

Текст — письменное сообщение по какой-либо теме, обладающее смыс­ловой завершенностью и целостностью. Например, текстом является пословица, загадка, рассказ, повесть, статья и др.

Практические действия (10 минут)

Давайте поиграем в игру «Сочини сказку». Первый участник говорит пер­вое предложение, тем самым начиная сказку. Например, «Жили-были...» Затем второй участник продолжает по смыслу этот текст. От каждого участ­ника требуется по одному предложению. Давайте я начну: «Жил-был рыжий кот Вася». Продолжайте. Дети по порядку говорят по одному предложению, связанному с предыдущим по смыслу, формируя определенный сюжет.

Теоретическая часть урока (15 минут)

Таким образом, мы с вами только что составили текст. У любого текста есть тема. Тема — это то, о чём или о ком говорится в тексте. Как вы дума­ете, какая тема у нашей с вами сказки? «Кот Вася». Любая тема делится на микротемы. Микротема — часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её. Какие микротемы можно выделить из нашей темы? (Выделяется 3 микротемы)

Текстом может являться и одно предложение (например, загадка), и нес­колько предложений (например, басня), и целая книга (например, ваш учебник по «Окружающему миру»). Как вы думаете, что их объединяет? Всех их объединяют свойства текста.

Любой текст имеет обязательные свойства *СЛАЙД*:

  1. связность;
  2. законченность (целостность);
  3. осмысленность;
  4. структурированность.

Давайте рассмотрим каждое из них. Посмотрите на экран. Что вы там видите? *СЛАЙД* Связанные из ниток буквы, которые складываются в слово «Текст». Вы видите, что все буквы связаны еще и между собой. Эта картинка демонстрирует первое свойство текста — связность.

Связность текста — это свойство текста, характеризующее связь эле­ментов текста (предложений, абзацев) в единое целое.

Наш текст «Про кота Васю» обладает таким свойством? Да, потому что его предложения связаны по смыслу.

Сейчас я прочитаю вам два небольших рассказа, а вы мне скажете, какой из них можно назвать текстом, а какой нельзя. *СЛАЙД*

Кит — замечательное млекопитающее. Млекопитающие — это такие животные, которые выкармливают детенышей своим молоком. Молоко — очень полезный продукт. Многие продукты, если их не хранить в холодильнике, портятся. Испорченные продукты нельзя есть, потому что можно отравить­ся. При отравлении рекомендуется сразу обращаться к врачу.

Вот самое большое животное в мире — кит. Сам громадный, а глотка ма­ленькая. Китовая пасть словно бы перегорожена множеством роговых плас­тинок с бахромой по краям — китовым усом. Наберет кит полную пасть во­ды, потом через ус ее процедит. Вода выливается, а мелкие рыбешки, рачки ос­таются. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь — млекопитающее. Китихи кормят своих малышей молоком. И дышат киты, как все звери, воз­духом.

Урок экологии по теме «Путешествие в темные глубины» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/525444/.

Почему первый рассказ нельзя назвать текстом? Потому что в нем не соблюдено свойство связности. Что мы представляем, когда читаем второй текст? *ВТОРИЧНЫЙ ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ* Кита с китен­ком.

А что мы представляем, когда читаем первый рассказ? *СЛАЙД* Совер­шенно разрозненные вещи: кита, несколько млекопитающих животных, молоко в стакане, холодильник с продуктами, испорченные продукты, больного человека, больницу, врача.

Давайте сформулируем тему второго рассказа. О чем в нем говорится? О ките. Название темы может быть выражено по-разному, в разных формули­ровках. Давайте посмотрим, какие могут быть названия у этого текста: «Кит», «Самое большое в мире животное», «Замечательное млекопитаю­щее», «Удивительный зверь». Названий может быть много, но тема текста всегда одна.

Следующее свойство текста изображено на слайде. *СЛАЙД*

Что вы на нем видите? Мы видим пазл - мозаику, на котором написа­но «целостность». Но в ней не хватает двух деталей. Если мы разместим их правильно, наше слово получится целостным. Точно так же любой текст должен быть целостным, из него ничего не должно выпадать и те­ряться.

Целостность текста — это свойство текста, определяющее единство его темы и содержания.

Наша сказка про кота является целостной? Да, потому что текст соотве­тствует теме: наша сказка рассказывает только о коте Васе и его жизни, а не о чем-то другом.

Практические действия (5 минут)

Теперь давайте попробуем убедиться в важности такого свойства, как целостность. На следующем слайде мы видим текст притчи. [Ветер и Солн­це. Притча от Константина Ушинского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pritchi.ru/id_4637] *СЛАЙД* Вы видите, что в ней пропуще­ны некоторые слова. Список слов в беспорядке представлен ниже. Ваша за­дача собрать этот текст как пазл: заполнить его недостающими словами, чтобы получилась целостная картина. Я читаю текст вслух, а каждый из вас по порядку называет пропущенное слово.

Таким образом, восстановив целостность этого текста, мы смогли по­нять его смысл.

Теоретическая часть урока (10 минут)

Одним из обязательных свойств является также осмысленность текста. *СЛАЙД*

Осмысленность текста — это свойство текста, отражающее наличие у него смысла, смысловой нагрузки. Например, несмотря на формульную грамматическую правильность, предложение «Соленая девочка работа­ла мохнатую конфету» не имеет смысла, следовательно, не является текстом.

То есть любой текст должен иметь смысл, иначе это просто набор слов.

Для примера на практике мы сейчас с вами рассмотрим текст румынской сказки. *СЛАЙД*

Голодный был волк. Увидал он лошадь с жеребеночком, и так ему жеребено­чек понравился, что он даже языком зацокал: отменное жаркое из этого же­ребеночка будет!

  1. Послушай, милочка, — говорит он лошади, — ты не продашь мне его?
  2. Отчего ж не продать, продам, — отвечает лошадь.
  3. А какая ему цена?
  4. Я уж и позабыла, у меня позади на подкове написано. Ты грамотный, сту­пай почитай.

Волк обошел лошадь, встал сзади, только собрался читать — она как ударит его подковой!Волк кувырк вверх тормашками — и конец ему. Вот тебе и жаркое!

[Волк и лошадь. Румынская сказка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://skazka.mifolog.ru/books/item/ro0/s00/z0000019/st052.shtml]

Кто скажет, в чем состоит основная мысль этого текста? Какое название мы можем дать этому тексту? Как вы считаете, полностью ли отражают придуманные вами названия смысл текста?

Последнее свойство текста — структурированность. *СЛАЙД*

Структурированность текста — это свойство текста, означающее возможность разделения текста на части по формальному (например, выделение слова, предложения, абзаца) или содержательному признаку (например, выделение микротемы, параграфа, главы, раздела).

У любого законченного текста есть структура. В любом тексте предложе­ния должны следовать друг за другом строго в определенном порядке и не могут меняться местами, иначе пропадает смысл текста.

Практические действия (5 минут)

Разбейтесь на 5 групп. Сейчас каждая из групп получит полоски бумаги с отдельными предложениями из текста, на примере которого мы с вами будем разбирать свойство структурированности. Каждое предложение на полоске бумаги пронумеровано. Ваша задача — восстановить структуру этого текста.

Когда вы закончите формирование текста, каждая команда должна наз­вать порядок цифр, обозначающих предложения текста. Теперь давайте пос­мотрим на слайде, как правильно должен выглядеть этот текст, в каком по­рядке стоят предложения. *СЛАЙД* (9, 11, 4, 7, 13, 1, 5, 8, 14, 12, 6, 3, 2, 10)

Теоретическая часть урока (5 минут)

Как вы думаете, зачем нам нужно знать свойства текста? Знание свойств текста нужно для того, чтобы свернуть текст, провести его аналитико-син- тетическую переработку.

Например, выделив ключевые слова из текста, мы с их помощью можем составить план текста. Выделив в тексте тему и микротемы, мы можем сос­тавить на него аннотацию, реферат или конспект.

Давайте попробуем выделить из предложенного на слайде текста ключе­вые слова. *СЛАЙД*

«Многие звери никаких кладовых себе на зиму не устраивают. Они сами себе кладовые.

Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые - претолстые. Жир — ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверю есть нечего, проникает в кровь. А кровь разносит пищу по всему телу».

[Бианки, В. Лесная газета [Текст] / В. Бианки. — М.: ACT, 2012. — 320 е.]

Теперь, исходя из ключевых слов, мы можем составить план для перес­каза текста *СЛАЙД*:

1. Зимние кладовые зверей;

2. Жир — кладовая;

3. Кровь — разносчик жира.

Сначала мы должны говорить о кладовых зверей (1). Потом о том, что у некоторых животных жир — это запас пищи, он заменяет кладовые (2). За­тем о том, что жир проникает в кровь, когда зверю нечего есть, а кровь раз­носит пищу по всему телу (3).

Подведение итогов (2 минуты)

Таким образом, мы с вами сегодня узнали, что такое «текст», его тема и ушкротемы. Рассмотрели свойства текста: связность, целостность, осмыс­ленность и структурированность. Уяснили, для чего нужно знать свойства текста: для того, чтобы уметь проводить аналитико-синтетическую перера­ботку текста. Научились составлять план текста.

Домашнее задание

Я вам всем раздам текст рассказа Льва Николаевича Толстого «Булька». Вы должны работать своей командой в тайне от других команд. Каждая ко­манда должна будет составить план рассказа, не показывая его другим ко­мандам. На следующем занятии каждая команда представит свой план, мы их обсудим и выберем победителя.

JI.H. Толстой Булька

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кон­чики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холод­ной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хо­тел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее. Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою ру­ку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар».

[Толстой, JI. Н. Булька [Текст] / JI. Н. Толстой. — М.: Амфора, 2010. — 96 с.

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 297 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz