Понедельник, 29.04.2024, 10:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 13

 

Цель урока: ознакомить с приемами интеллектуальной работы с текста­ми.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть алгоритм интеллектуальных действий, направленных на обеспечения понимания и осмысленного чтения текста;
  2. Раскрыть связь между основными приемами интеллектуальной рабо­ты с текстом и ответами на вопросы «О чем говорится в тексте?» и «Что именно говорится в тексте?»

Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

    1. Компьютер.
    2. Проектор.
    3. Экран.
    4. Терминологический словарь по курсу.
    5. Презентация Power Point.
    6. Раздаточные материалы.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (3 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами разобрали основные свойства текста. Давайте проверим ваше домашнее задание. Каждая из команд представит свои результаты и мы их обсудим.

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Теоретическая часть урока (20 минут)

Сегодня мы с вами займемся интеллектуальной работой с текстом. Кто скажет, что такое интеллект? Правильно, это ум. На этом занятии мы будем работать с текстами с помощью нашего ума. Чтение, а главное — понима­ние текста, понимание смысла прочитанного — это сложная умственная, т.е. интеллектуальная работа. На этом занятии мы познакомимся с приема­ми, помогающими правильно понять смысл текста.

Чтобы понять любой текст, нужно его осмыслить. Для этого нужно про­вести ряд действий *СЛАЙД*:

  1. Осмыслить название текста
  2. Прочитать текст
  3. Выявить непонятные слова и найти в словаре их толкование
  4. Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть (сфор­мулировать микротему)
  5. Выявить основную мысль текста (свернуть текст)

Разберем подробно каждое из них.

1. Осмыслить название текста

На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что названия одного и того же текста могут быть разные и зависеть от взглядов автора, его интере­сов и позиций. Сегодня мы с вами попытаемся по названию предположить, о чем пойдет речь в тексте. *СЛАЙД*

По названию мы можем судить, что речь в тексте пойдет про малахит. Кто знает, что такое малахит? Это поделочный камень.

2. Прочитать текст

Теперь давайте прочитаем текст вслух.

* СЛАЙД-часть 1*

*СЛАЙД-часть 2*

Малахит

Этот камень должен считаться поистине русским, так как ни одно мес­торождение малахита (Австралия, Северная Америка) не может сравниться с богатством этого поделочного материала на Урале.

Очень значительная мягкость камня, казалось бы, не должна была давать ему распространения, однако густота и красота его зеленого тона, своеобраз­ность и разнообразие оттенков и рисунков придают ему ту красоту, которая производит сильное впечатление, как в Эрмитаже (вазы, столы), так и в Исаакиевском соборе (колонны) — в этих двух единственных в мире сокровищ­ницах русского цветного камня.

Малахит бывает различным по своему строению. Прежде всего, приходит­ся различать два сорта: (1) ленточный, струистый разных тонов, преимуще­ственно светлых, и особенно красивый (2) радиально-лучистый шелковистый сорт темно-изумрудного тона; к сожалению, его полировка очень трудна и не­постоянна!

Сравнительно редко камень идет на мелкие поделки: запонки, брошки, серьги, булавки (это ценилось в начале XIX столетия). Главное применение камня — в больших поделочных вещах, начиная с коробочек, пепельниц, пись­менных принадлежностей и кончая большими вазами, столами, отделками для каминов и колоннами. В последней группе изделий речь обычно идет не о применении сплошных кусков, а об обделывании предметов пластинками, вы­резанными из камня и подобранными так, чтобы получался красивый рисунок и стушевывались границы между пластинками, склеиваемыми при этом осо­бой мастикой.

Месторождения малахита многочисленны в России, так как он сопровож­дает медные руды в большинстве их месторождений. Однако практическое значение имели малахиты лишь двух крупнейших месторождений — Меднору- дянского и Гумешевского на Урале.

Начало крупной добычи малахита было положено около 1810 года в связи с разработкой Меднорудянска. С 1825 года начался расцвет малахитовой про­мышленности и применение малахита в крупном декоративном деле (колонны, чаши, вазы).

Прекрасные образцы малахита имеются в минералогическом собрании Академии Наук и особенно в Горном институте (г. Санкт-Петербург), куда была передана большая глыба уральского малахита весом в 94 пуда, подне­сенная владельцем малахитовых рудников Турчаниновым Екатерине II в 1789 году.

[Малахит [Текст]: пособие по научному стилю речи. — М.: Флинта: На­ука, 2004. - С. 167 - 168]

Прочитали. Теперь приступаем к третьему этапу.

3. Выявить непонятные слова и найти в словаре их толкование

Работая с текстом, надо сразу для себя уяснять значения слов, которые вам не знакомы. А для этого мы можем воспользоваться чем? Правильно, словарями. Все ли слова в тексте нам понятны? Давайте еще раз пробежим глазами текст и выделим в каждом абзаце слова, смысл которых нам не из­вестен, и мы не можем определить, что это такое. Чтобы было более нагляд­но, составим таблицу и по каждому абзацу впишем в нее непонятные сло­ва. *СЛАЙД*

№ абзаца

Непонятное слово

1.

2.

Эрмитаж, Исаакиевский собор

3.

4.

Запонки, мастика

5.

Декоративный

6.

Пуд

Давайте посмотрим в энциклопедическом словаре значение этих слов.

*СЛАЙД-часть 1*

*СЛАЙД-часть 2*

*СЛАЙД-часть 3*

*СЛАЙД-часть 4*

Какой вид поиска мы сейчас будем проводить? Правильно, фактографи­ческий.

4. Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть (сфор­мулировать микротему)

Наш текст уже разделен на абзацы. Давайте озаглавим каждый из них. При этом будем искать в каждом абзаце ключевые слова, отражающие его микротему. Именно эти ключевые слова послужат нам для озаглавливания. *СЛАЙД-часть 1* *СЛАЙД-часть 2*

Микротемы:

    1. Малахит — русский камень
    2. Своеобразие и красота малахита
    3. Сорта малахита
    4. Применение малахита
    5. Добыча малахита и расцвет малахитовой промышленности
    6. Минералогические собрания малахита

5. Выявить основную мысль текста (свернуть текст)

Теперь, когда мы провели анализ текста, выделили в нем микротемы, мы можем свернуть его, то есть синтезировать новый, вторичный документ. При этом нужно, чтобы свернутый текст был кратким и передавал основ­ной смысл сообщения. Давайте сделаем это с помощью аннотации.

Для составления аннотации используем результаты проделанного нами анализа и воспользуемся заголовками для каждого абзаца. Посмотрите, как можно быстро построить аннотацию на основе этих заголовков и глаголов «описывается, характеризуются, указываются». *СЛАЙД*

В тексте описывается малахит, его своеобразие и красота, сорта и об­ласти применения. Характеризуются месторождения малахита на Урале и история его добычи. Указываются минералогические собрания русского ма­лахита.

Итак, составив аннотацию, мы дали ответ на вопрос «О чем говорится в тексте?»

Теперь, на основе анализа и выделенных микротем, давайте используем другую форму свертывания — попробуем пересказать текст, т.е. составить реферат. *СЛАЙД*

      1. Малахит — это поделочный камень. Самое большое месторождение этого минерала находится на Урале.
      2. Малахит — очень мягкий камень. Он имеет зеленую окраску разнооб­разных оттенков и рисунков.
      3. Этот камень бывает двух сортов: ленточный и радиально-лучистый.
      4. Главное применение этого камня — это изготовление поделочных ве­щей: шкатулок, пепельниц, ваз, столов, украшений.
      5. В России имеется два крупных месторождения малахита на Урале: Меднорудянское и Гумешевское.
      6. Образцы малахита хранятся в минералогическом собрании Академии Наук и в Горном институте (г.Санкт-Петербург)

Составив реферат, мы дали ответ на вопрос «Что именно говорится в тексте?»

Таким образом, анализ текста, выявление непонятных слов с помощью словаря, озаглавливание основных частей текста помогает нам лучше по­нять текст, дает возможность свертывать его до уровня либо аннотации, ли­бо реферата.

Практические действия (15 минут)

Теперь давайте разделимся на 3 группы. Каждая из групп получит текст про янтарь. Каждая группа независимо друг от друга должна будет провес­ти анализ этого текста, используя все 5 изученных нами сегодня приемов интеллектуальной работы с текстом.

Затем представители каждой из групп зачитают нам, что у них получи­лось в результате этих действий: названия микротем и аннотации на текст.

Янтарь

Янтарь — это ископаемая смола. Отличительные особенности янтаря — солнечный цвет, прозрачность, горючесть.

Янтарь был известен людям издавна. В захоронениях и на стоянках древних людей, относящихся к эпохе позднего палеолита-неолита, в Прибалтике, на Украине и в Средиземноморье часто обнаруживали амулеты, бусы, пластинки и куски необработанного янтаря.

Поэтические описания янтаря встречаются у Гомера в «Одиссее». В Древ­негреческой мифологии есть красивая легенда о происхождении янтаря. Фаэ­тон упросил отца своего бога Солнца Гелиоса доверить ему управление небес­ными конями, запряженными в огненную колесницу. Но слабые руки юноши не смогли удержать взбесившихся коней. Разгневанный Зевс-громовержец разбил колесницу молнией, и тело Фаэтона упало в Эридан. Горько оплакивали гелиа- ды смерть своего брата, за что и были превращены в тополи. Смола-слезы то­полей падала в Эридан и превращалась в янтарь.

В XVII — XVIII вв. в Северной Европе обработка янтаря достигла довольно высокого уровня. В это время был изготовлен посох патриарха Филарета, оформлена знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца в бывшем царском селе. Великолепные современные художественные произведения и юве­лирные изделия, выполненные из янтаря, хранятся в Музее янтаря в Калининг­раде. Из янтаря изготавливают вставки для кулонов, колец, брошек, запанок, бусы, мундштуки, четки, а также сувениры — кубки, шкатулки, шахматы и т.д.

Кроме ювелирного дела, янтарь используется в самых различных целях. Из янтаря изготовляли увеличительные стекла, лупы, стекла для очков, линзы для микроскопов. Эти оптические изделия лучше по качеству, чем стеклян­ные, хотя уступают последним по твердости.

[Корнилов, Н. И., Солодова, Ю. П. Ювелирные камни [Текст] / Н. И. Корнилов, Ю. П. Солодова. - М.: Недра, 1983. - С. 200 - 205]

Микротемы:

        1. Что такое янтарь
        2. Когда янтарь стал известен людям
        3. Легенда о янтаре
        4. Использование янтаря в художественных целях
        5. Использование янтаря в технических целях

Теперь, чтобы убедиться в том, что вы полностью поняли содержание текста, каждая группа должна задать другой несколько вопросов по тексту.

Не всегда название текста соответствует его содержанию. В средствах массовой информации (журналах, газетах, Интернете) часто название не соответствует содержанию текста. Я хочу привести вам один из при­меров.

«Как насолить звезде». *СЛАЙД* Как вы думаете, о чем тут может идти речь? Дети высказывают свое мнение.

Давайте прочитаем текст.

Как насолить звезде

Башир Султаны родился в Афганистане, детство провел в России, а сейчас живет и работает в Канаде — шеф-поваром в одном кондитерском заведении. Ну а в свободное время художник-самоучка рисует, рисует, рисует...

Поначалу он использовал обычные материалы, но однажды решил поэкспе­риментировать с солью. (Почему именно пищевой продукт — понятно: сказа­лась основная профессия. Видно, по той же причине Султаны предпочел соль сахарному песку: сладкого ему и на основной работе хватает!) Так родился арт-проект «Art With Salt», т.е. «Искусство из соли». Пара средних солонок, черная пластиковая доска и час-полтора работы — и готов очередной порт­рет какого-нибудь артиста, политика, героя фильма, мультика или видеоиг­ры, логотип или плакат социальной программы. За предшествующие несколь­ко лет Башир много кому «насолил». Это Леди Гага, Майкл Джексон, Джон Леннон, Курт Кобейн, Боб Марли, Гомер Симпсон, Наруто, Че Гевара, «Джо­кер» с Бэтменом, доктор Хаус, Эминем, Анджелина Джоли и др. По словам мастера, в ближайших его планах «Джим Моррисон, Джастин Бибер и кое- кто еще». Кстати, художник работает на заказ: интернет-пользователи предлагают кандидатуры всевозможных звезд и вымышленных героев, а Ба­шир по мере возможности выполняет их пожелания. Иногда для разнообразия он добавляет к основному рабочему материалу пищевые красители. Весь твор­ческий процесс фиксируется на видео и (при помощи монтажа и ускоренного режима) превращается в двух-трехминутный ролик. После чего творение... безжалостно стирается!

[Как насолить звезде // Все Звезды. — 2012. — № 5(331)]

Содержание этого текста оказалось совсем неожиданным, а название ее условным. Прочитав название, мы ожидали увидеть в статье все что угодно: скандалы, проблемы звезд, истории про «безумных» фанатов. А получили статью про арт-проект. В данном случае такое название было использовано для того, чтобы привлечь внимание к этому тексту, дать скрытую рекламу художника Башира Султани.

Подведение итогов (2 минуты)

Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с тем, что такое ин­теллектуальная работа с текстом.

Узнали, какие действия нужно совершить, чтобы правильно понять ка­кой-либо текст. Мы убедились, что на основе одного и того же текста мож­но использовать различные формы свертывания — и аннотации, и рефера­ты, те есть узнавать ответы на разные вопросы, а именно, о чем говорится в тексте? Что именно говорится в тексте?

Домашнее задание

Используя газеты, журналы, книги, найдите примеры текстов, у которых названия не отражают их содержание. Запишите название такого текста и письменно ответьте на вопрос, о чем на самом деле говорится в тексте.

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz