Цель урока: ознакомить с приемами интеллектуальной работы с текстами.
Задачи урока:
- Рассмотреть алгоритм интеллектуальных действий, направленных на обеспечения понимания и осмысленного чтения текста;
- Раскрыть связь между основными приемами интеллектуальной работы с текстом и ответами на вопросы «О чем говорится в тексте?» и «Что именно говорится в тексте?»
Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
-
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Терминологический словарь по курсу.
- Презентация Power Point.
- Раздаточные материалы.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (3 минуты)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами разобрали основные свойства текста. Давайте проверим ваше домашнее задание. Каждая из команд представит свои результаты и мы их обсудим.
Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Теоретическая часть урока (20 минут)
Сегодня мы с вами займемся интеллектуальной работой с текстом. Кто скажет, что такое интеллект? Правильно, это ум. На этом занятии мы будем работать с текстами с помощью нашего ума. Чтение, а главное — понимание текста, понимание смысла прочитанного — это сложная умственная, т.е. интеллектуальная работа. На этом занятии мы познакомимся с приемами, помогающими правильно понять смысл текста.
Чтобы понять любой текст, нужно его осмыслить. Для этого нужно провести ряд действий *СЛАЙД*:
- Осмыслить название текста
- Прочитать текст
- Выявить непонятные слова и найти в словаре их толкование
- Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть (сформулировать микротему)
- Выявить основную мысль текста (свернуть текст)
Разберем подробно каждое из них.
1. Осмыслить название текста
На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что названия одного и того же текста могут быть разные и зависеть от взглядов автора, его интересов и позиций. Сегодня мы с вами попытаемся по названию предположить, о чем пойдет речь в тексте. *СЛАЙД*
По названию мы можем судить, что речь в тексте пойдет про малахит. Кто знает, что такое малахит? Это поделочный камень.
2. Прочитать текст
Теперь давайте прочитаем текст вслух.
* СЛАЙД-часть 1*
*СЛАЙД-часть 2*
Малахит
Этот камень должен считаться поистине русским, так как ни одно месторождение малахита (Австралия, Северная Америка) не может сравниться с богатством этого поделочного материала на Урале.
Очень значительная мягкость камня, казалось бы, не должна была давать ему распространения, однако густота и красота его зеленого тона, своеобразность и разнообразие оттенков и рисунков придают ему ту красоту, которая производит сильное впечатление, как в Эрмитаже (вазы, столы), так и в Исаакиевском соборе (колонны) — в этих двух единственных в мире сокровищницах русского цветного камня.
Малахит бывает различным по своему строению. Прежде всего, приходится различать два сорта: (1) ленточный, струистый разных тонов, преимущественно светлых, и особенно красивый (2) радиально-лучистый шелковистый сорт темно-изумрудного тона; к сожалению, его полировка очень трудна и непостоянна!
Сравнительно редко камень идет на мелкие поделки: запонки, брошки, серьги, булавки (это ценилось в начале XIX столетия). Главное применение камня — в больших поделочных вещах, начиная с коробочек, пепельниц, письменных принадлежностей и кончая большими вазами, столами, отделками для каминов и колоннами. В последней группе изделий речь обычно идет не о применении сплошных кусков, а об обделывании предметов пластинками, вырезанными из камня и подобранными так, чтобы получался красивый рисунок и стушевывались границы между пластинками, склеиваемыми при этом особой мастикой.
Месторождения малахита многочисленны в России, так как он сопровождает медные руды в большинстве их месторождений. Однако практическое значение имели малахиты лишь двух крупнейших месторождений — Меднору- дянского и Гумешевского на Урале.
Начало крупной добычи малахита было положено около 1810 года в связи с разработкой Меднорудянска. С 1825 года начался расцвет малахитовой промышленности и применение малахита в крупном декоративном деле (колонны, чаши, вазы).
Прекрасные образцы малахита имеются в минералогическом собрании Академии Наук и особенно в Горном институте (г. Санкт-Петербург), куда была передана большая глыба уральского малахита весом в 94 пуда, поднесенная владельцем малахитовых рудников Турчаниновым Екатерине II в 1789 году.
[Малахит [Текст]: пособие по научному стилю речи. — М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 167 - 168]
Прочитали. Теперь приступаем к третьему этапу.
3. Выявить непонятные слова и найти в словаре их толкование
Работая с текстом, надо сразу для себя уяснять значения слов, которые вам не знакомы. А для этого мы можем воспользоваться чем? Правильно, словарями. Все ли слова в тексте нам понятны? Давайте еще раз пробежим глазами текст и выделим в каждом абзаце слова, смысл которых нам не известен, и мы не можем определить, что это такое. Чтобы было более наглядно, составим таблицу и по каждому абзацу впишем в нее непонятные слова. *СЛАЙД*
№ абзаца
|
Непонятное слово
|
1.
|
—
|
2.
|
Эрмитаж, Исаакиевский собор
|
3.
|
—
|
4.
|
Запонки, мастика
|
5.
|
Декоративный
|
6.
|
Пуд
|
Давайте посмотрим в энциклопедическом словаре значение этих слов.
*СЛАЙД-часть 1*
*СЛАЙД-часть 2*
*СЛАЙД-часть 3*
*СЛАЙД-часть 4*
Какой вид поиска мы сейчас будем проводить? Правильно, фактографический.
4. Разделить текст на смысловые части и озаглавить каждую часть (сформулировать микротему)
Наш текст уже разделен на абзацы. Давайте озаглавим каждый из них. При этом будем искать в каждом абзаце ключевые слова, отражающие его микротему. Именно эти ключевые слова послужат нам для озаглавливания. *СЛАЙД-часть 1* *СЛАЙД-часть 2*
Микротемы:
-
- Малахит — русский камень
- Своеобразие и красота малахита
- Сорта малахита
- Применение малахита
- Добыча малахита и расцвет малахитовой промышленности
- Минералогические собрания малахита
5. Выявить основную мысль текста (свернуть текст)
Теперь, когда мы провели анализ текста, выделили в нем микротемы, мы можем свернуть его, то есть синтезировать новый, вторичный документ. При этом нужно, чтобы свернутый текст был кратким и передавал основной смысл сообщения. Давайте сделаем это с помощью аннотации.
Для составления аннотации используем результаты проделанного нами анализа и воспользуемся заголовками для каждого абзаца. Посмотрите, как можно быстро построить аннотацию на основе этих заголовков и глаголов «описывается, характеризуются, указываются». *СЛАЙД*
В тексте описывается малахит, его своеобразие и красота, сорта и области применения. Характеризуются месторождения малахита на Урале и история его добычи. Указываются минералогические собрания русского малахита.
Итак, составив аннотацию, мы дали ответ на вопрос «О чем говорится в тексте?»
Теперь, на основе анализа и выделенных микротем, давайте используем другую форму свертывания — попробуем пересказать текст, т.е. составить реферат. *СЛАЙД*
-
-
- Малахит — это поделочный камень. Самое большое месторождение этого минерала находится на Урале.
- Малахит — очень мягкий камень. Он имеет зеленую окраску разнообразных оттенков и рисунков.
- Этот камень бывает двух сортов: ленточный и радиально-лучистый.
- Главное применение этого камня — это изготовление поделочных вещей: шкатулок, пепельниц, ваз, столов, украшений.
- В России имеется два крупных месторождения малахита на Урале: Меднорудянское и Гумешевское.
- Образцы малахита хранятся в минералогическом собрании Академии Наук и в Горном институте (г.Санкт-Петербург)
Составив реферат, мы дали ответ на вопрос «Что именно говорится в тексте?»
Таким образом, анализ текста, выявление непонятных слов с помощью словаря, озаглавливание основных частей текста помогает нам лучше понять текст, дает возможность свертывать его до уровня либо аннотации, либо реферата.
Практические действия (15 минут)
Теперь давайте разделимся на 3 группы. Каждая из групп получит текст про янтарь. Каждая группа независимо друг от друга должна будет провести анализ этого текста, используя все 5 изученных нами сегодня приемов интеллектуальной работы с текстом.
Затем представители каждой из групп зачитают нам, что у них получилось в результате этих действий: названия микротем и аннотации на текст.
Янтарь
Янтарь — это ископаемая смола. Отличительные особенности янтаря — солнечный цвет, прозрачность, горючесть.
Янтарь был известен людям издавна. В захоронениях и на стоянках древних людей, относящихся к эпохе позднего палеолита-неолита, в Прибалтике, на Украине и в Средиземноморье часто обнаруживали амулеты, бусы, пластинки и куски необработанного янтаря.
Поэтические описания янтаря встречаются у Гомера в «Одиссее». В Древнегреческой мифологии есть красивая легенда о происхождении янтаря. Фаэтон упросил отца своего бога Солнца Гелиоса доверить ему управление небесными конями, запряженными в огненную колесницу. Но слабые руки юноши не смогли удержать взбесившихся коней. Разгневанный Зевс-громовержец разбил колесницу молнией, и тело Фаэтона упало в Эридан. Горько оплакивали гелиа- ды смерть своего брата, за что и были превращены в тополи. Смола-слезы тополей падала в Эридан и превращалась в янтарь.
В XVII — XVIII вв. в Северной Европе обработка янтаря достигла довольно высокого уровня. В это время был изготовлен посох патриарха Филарета, оформлена знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца в бывшем царском селе. Великолепные современные художественные произведения и ювелирные изделия, выполненные из янтаря, хранятся в Музее янтаря в Калининграде. Из янтаря изготавливают вставки для кулонов, колец, брошек, запанок, бусы, мундштуки, четки, а также сувениры — кубки, шкатулки, шахматы и т.д.
Кроме ювелирного дела, янтарь используется в самых различных целях. Из янтаря изготовляли увеличительные стекла, лупы, стекла для очков, линзы для микроскопов. Эти оптические изделия лучше по качеству, чем стеклянные, хотя уступают последним по твердости.
[Корнилов, Н. И., Солодова, Ю. П. Ювелирные камни [Текст] / Н. И. Корнилов, Ю. П. Солодова. - М.: Недра, 1983. - С. 200 - 205]
Микротемы:
-
-
-
- Что такое янтарь
- Когда янтарь стал известен людям
- Легенда о янтаре
- Использование янтаря в художественных целях
- Использование янтаря в технических целях
Теперь, чтобы убедиться в том, что вы полностью поняли содержание текста, каждая группа должна задать другой несколько вопросов по тексту.
Не всегда название текста соответствует его содержанию. В средствах массовой информации (журналах, газетах, Интернете) часто название не соответствует содержанию текста. Я хочу привести вам один из примеров.
«Как насолить звезде». *СЛАЙД* Как вы думаете, о чем тут может идти речь? Дети высказывают свое мнение.
Давайте прочитаем текст.
Как насолить звезде
Башир Султаны родился в Афганистане, детство провел в России, а сейчас живет и работает в Канаде — шеф-поваром в одном кондитерском заведении. Ну а в свободное время художник-самоучка рисует, рисует, рисует...
Поначалу он использовал обычные материалы, но однажды решил поэкспериментировать с солью. (Почему именно пищевой продукт — понятно: сказалась основная профессия. Видно, по той же причине Султаны предпочел соль сахарному песку: сладкого ему и на основной работе хватает!) Так родился арт-проект «Art With Salt», т.е. «Искусство из соли». Пара средних солонок, черная пластиковая доска и час-полтора работы — и готов очередной портрет какого-нибудь артиста, политика, героя фильма, мультика или видеоигры, логотип или плакат социальной программы. За предшествующие несколько лет Башир много кому «насолил». Это Леди Гага, Майкл Джексон, Джон Леннон, Курт Кобейн, Боб Марли, Гомер Симпсон, Наруто, Че Гевара, «Джокер» с Бэтменом, доктор Хаус, Эминем, Анджелина Джоли и др. По словам мастера, в ближайших его планах «Джим Моррисон, Джастин Бибер и кое- кто еще». Кстати, художник работает на заказ: интернет-пользователи предлагают кандидатуры всевозможных звезд и вымышленных героев, а Башир по мере возможности выполняет их пожелания. Иногда для разнообразия он добавляет к основному рабочему материалу пищевые красители. Весь творческий процесс фиксируется на видео и (при помощи монтажа и ускоренного режима) превращается в двух-трехминутный ролик. После чего творение... безжалостно стирается!
[Как насолить звезде // Все Звезды. — 2012. — № 5(331)]
Содержание этого текста оказалось совсем неожиданным, а название ее условным. Прочитав название, мы ожидали увидеть в статье все что угодно: скандалы, проблемы звезд, истории про «безумных» фанатов. А получили статью про арт-проект. В данном случае такое название было использовано для того, чтобы привлечь внимание к этому тексту, дать скрытую рекламу художника Башира Султани.
Подведение итогов (2 минуты)
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с тем, что такое интеллектуальная работа с текстом.
Узнали, какие действия нужно совершить, чтобы правильно понять какой-либо текст. Мы убедились, что на основе одного и того же текста можно использовать различные формы свертывания — и аннотации, и рефераты, те есть узнавать ответы на разные вопросы, а именно, о чем говорится в тексте? Что именно говорится в тексте?
Домашнее задание
Используя газеты, журналы, книги, найдите примеры текстов, у которых названия не отражают их содержание. Запишите название такого текста и письменно ответьте на вопрос, о чем на самом деле говорится в тексте.
|