Цель урока: дать представление об особенностях медиатекстов.
Задачи урока:
1. Рассмотреть понятие «медиатекст»;
2. Познакомить с классификацией медиатекстов по разным основаниям деления.
3. Охарактеризовать основные виды медиатекстов.
Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Экран;
4. Терминологический словарь по курсу;
5. Презентация Power Point;
6. Раздаточные материалы.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (2 минуты)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами рассмотрели действия, из которых складывается интеллектуальная работа с текстом и происходит его осмысление. Мы также узнали, что не всегда название может отражать содержание текста. Вам дома предлагалось найти в газетах, журналах, книгах тексты, в которых их названия не соответствуют сути и содержанию. Давайте обсудим, какие примеры такого несоответствия вам удалось найти. Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Теоретическая часть урока (25минут)
На сегодняшнем занятии мы с вами разберем особый вид текста — медиатекст. *СЛАЙД*
Что вы видите на слайде? Вы видите двух мальчиков, которые «привычно» для современных детей проводят свое свободное время. Они без разбора смотрят все программы телевидения разом: новости, рекламу зубной пасты, показ мод, исторический фильм, спортивную передачу, мультфильм. Вся эта информация вперемешку, без разбора поступает к ним в мозг и откладывается в нем. Каждая передача, которую смотрят мальчики, является медиатекстом.
Медиатекст — это сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа: газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и др. Медиатекст состоит из двух частей: словесной (речь) и образной (изображение).
Мы видим на слайде эти две части медиатекста: образную — в виде неподвижных и движущихся изображений, которые воспринимаются глазами, и языковую — в виде отрывков текстов, которые воспринимаются ушами.
Медиатекст неразрывно связан со средствами массовой информации (СМИ), или просто медиа, масс-медиа. Кто скажет, что это такое? Верно, телевидение, газеты, журналы, Интернет.
Необычность медиатекста в том, что мы его понимаем не только по смыслу, логически, но и воспринимаем эмоционально, на уровне нашей интуиции, наших чувств, каких-либо ассоциаций. Кто знает, что означает слово «ассоциация»? *СЛАЙД*
Ассоциация (от лат. accosiare — соединять) — это связь между отдельными событиями, фактами, предметами и явлениями, закрепленными в памяти человека. Например, слово «лето» ассоциируется в нашей памяти с каникулами, походами, жарой, купанием, ягодами и др.
Часто нам в жизни приходится запоминать какие-то слова или тексты. Но это бывает трудно сделать. Для того, чтобы что-то запомнить, не обязательно это заучивать. Есть и другой способ запоминания — с помощью ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется слово «зима»? Снег, мороз, каникулы, Новый год. А слово «гроза»? Дождь, молния, гром, страх. Чашка? Блюдце, ложка, чай. Ключ? Замок. Когда мы видим на экране зеленое яблоко, мы начинаем представлять его запах, кисло-сладкий вкус. Это тоже ассоциации.
Вы можете использовать ассоциации в учебе. Например, в математике. Вы проходили неравенства? Чтобы запомнить, в какую сторону пишутся знаки «больше» и «меньше», можно воспользоваться ассоциацией и представить знак в виде головы птицы. Знак «<» похож на раскрытый клюв птички. Ей мало еды, она хочет еще, поэтому раскрыла клюв. Знак «>» похож на закрытый клюв птицы. Она наелась, ей больше не надо.
А теперь, давайте посмотрим и потом разберем небольшой мультфильм про ассоциации.
Проводится демонстрация мультфильма «Ассоциации» [Tri-colored ribbon [Электронный pecypc]/KRAYSI. — Режим доступа: http: //www.kravsi. ru/plav_flash5 8 5. html]
Давайте теперь разберем более подробно, как возникают ассоциации в этом мультфильме. Для этого мы
проиграем мультфильм еще раз, но с замедленной скоростью, выделяя отдельные кадры и пытаясь угадать,
во что может превратиться изображение, которое мы сейчас видим.
* Проводится покадровый анализ фильма*
Какие чувства у вас остались после просмотра этого мультфильма? (Ассоциация с дуновением ветерка, что-то легкое, нежное, воздушное).
Вы заметили, что, начиная с первого нашего занятия, когда мы с вами рассматривали какие-то понятия и их значения, кроме объяснений, я вам показывала на экране картинки? Как вы думаете, зачем? Для того, чтобы было легче понимать значение этих терминов и лучше их запомнить. У нас были простые картинки, просто иллюстрирующие предмет, о котором мы говорили (например, «словари», «документ») и были картинки к таким понятиям, которые нельзя «потрогать». Они основывались на ассоциациях. Например, «связность текста». Кто может вспомнить еще какие-либо из картинок, использованных на прошлых занятиях, которые помогали понять новый материал?
Особенностью любого медиатекста является то, что он зарождает в нас какие-то неожиданные, даже самые отдаленные ассоциации, благодаря чему медиатекст надолго «застревает» у нас в голове. Этот текст оставляет после себя эмоциональный след, настолько выраженный, что мы не всегда можем себе объяснить логически, почему он произвел на нас такое впечатление. Эти особенности медиатекста активно используются средствами массовой информации часто для того, чтобы навязать нам то или иное мнение. Поэтому важно медиатекст, как и любой текст, так же подвергать критическому анализу и относиться к нему условно, понимая, что все происходящее на экране может происходить «понарошку», по заранее задуманному автором сценарию.
Теперь остановимся более подробно на различных видах медиатекстов.
Медиатекст может быть не только в виде какого-то видеоролика, который нам показывают по телевизору. Это может быть и газетная статья с иллюстрациями, и радио-передача, и веб-сайт.
Откройте ваши тетради и запишите.
По форме создания медиатекст бывает *СЛАЙД*:
-
устный;
-
письменный.
По каналу распространения медиатекст бывает*СЛАЙД*:
1. печатным (газеты, журналы, книги, плакаты);
2. радиовещательным;
3. телевизионным;
4. Интернет.
По жанровому типу медиатекст бывает*СЛАЙД*:
1. информационный;
2. аналитический;
3. художественно-публицистический;
4. рекламный.
Разберем подробнее каждый из них.
Информационный медиатекст — это краткое сообщение о чем-либо с отсутствием авторской оценки. Например, информационная программа теленовостей «Вечерние новости» [Первый канал — начало «Вечерних новостей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=iCqXUpmU В1 о]
Аналитический текст отличается от информационного тем, что он имеет больший объем и выражает отношение автора медиатекста к рассматриваемой проблеме. Например, один из выпусков информационно-аналитической программы «Однако». Демонстрируется фрагмент видеозаписи. [Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ltv.ru/news/leontiev/199704]
В художественно-публицистическом медиатексте, в отличие от предыдущих видов медиатекста, используются образные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Например, телепередача, посвященная творческой биографии известного актера Николая Караченцова [Творческая биография Караченцова-2[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=wjbOmvNZhEM]
Главный признак рекламного медиатекста — его направленность на продвижение какого-либо товара и получение прибыли. Например, реклама лапши быстрого приготовления «Доширак Ла Паста» Демонстрируется видеозапись* [ЛаПаста. Соблазнись и баста! [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Bahil3w6r2M1
Реклама, эффективно используя возможности медиатекста, «навязывает» нам красивый образ, побуждающий совершить покупку того или иного продукта.
Объединяющим признаком медиатекста является его направленность на широкую аудиторию. Но в медиатексте соотношение текста, звука и изображения может быть различным. Так, статья в газете представлена в основном просто текстовым словесным материалом. В телепередаче же мы можем видеть и видеоизображение, и слышать текст, который его сопровождает. В рекламном медиатексте в основном преобладает изображение. Все это свидетельствует о том, насколько необычен медиатекст и насколько эффективно его воздействие на человека.
Практические действия (15 минут)
Сейчас мы будем работать за компьютером, но сначала давайте создадим несколько групп или команд для совместной работы. Каждой группе я дам конверт с набором пронумерованных медиатекстов на традиционных носителях и список ссылок на электронные медиатексты. Задача каждой группы— сгруппировать все выданные медиатексты сначала по форме создания, затем по каналу распространения, а затем — по жанровому типу текста и выписать на листок номера медиатекстов, соответствующих пунктам в классификациях. После того, как вы сгруппируете все медиатексты, капитан каждой команды объявит нам, что у его команды получилось.
Список медиатекстов
«Растишка»: растут и дети, и сады [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.voutube. com/watch?v=rcqVPbgr8 - О
Радионяня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://sheba. spb. ru/radio /radioniania5 -1. mp3
Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www, aif. ru/news
Познер — А. Пугачева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ltv.ru/sproiects edition/si5756/fi 14777
Истории в деталях — Катя Старшова (Пуговка) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.voutube.com/watch?v=lYH98gQp01Q
Уральские пельмени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ural-pelmeni.ru/AC_DATA/files/pelmeni_zakaznie_plakat.jpg
Петербургские фигуристы готовятся к Олимпиаде [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alena-leonova.ru/Pictures/metro.ipg
Особое мнение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/sounds/914605.html
Подведение итогов (3 минуты)
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое медиатекст и каковы его виды. Домашнее задание
В доступных вам источниках найдите по одному примеру каждого вида медиатекста.
|