Понедельник, 29.04.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 14

Цель урока: дать представление об особенностях медиатекстов.

Задачи урока:

1. Рассмотреть понятие «медиатекст»;

2. Познакомить с классификацией медиатекстов по разным основаниям деления.

3. Охарактеризовать основные виды медиатекстов.

Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

1. Компьютер;

2. Проектор;

3. Экран;

4. Терминологический словарь по курсу;

5. Презентация Power Point;

6. Раздаточные материалы.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами рассмотрели действия, из которых скла­дывается интеллектуальная работа с текстом и происходит его осмысление. Мы также узнали, что не всегда название может отражать содержание текс­та. Вам дома предлагалось найти в газетах, журналах, книгах тексты, в ко­торых их названия не соответствуют сути и содержанию. Давайте обсудим, какие примеры такого несоответствия вам удалось найти. Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.

Теоретическая часть урока (25минут)

На сегодняшнем занятии мы с вами разберем особый вид текста — меди­атекст. *СЛАЙД*

Что вы видите на слайде? Вы видите двух мальчиков, которые «привыч­но» для современных детей проводят свое свободное время. Они без разбо­ра смотрят все программы телевидения разом: новости, рекламу зубной пасты, показ мод, исторический фильм, спортивную передачу, мульт­фильм. Вся эта информация вперемешку, без разбора поступает к ним в мозг и откладывается в нем. Каждая передача, которую смотрят мальчики, является медиатекстом.

Медиатекст — это сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа: газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и др. Медиатекст состоит из двух частей: словесной (речь) и образной (изображение).

Мы видим на слайде эти две части медиатекста: образную — в виде не­подвижных и движущихся изображений, которые воспринимаются глаза­ми, и языковую — в виде отрывков текстов, которые воспринимаются ушами.

Медиатекст неразрывно связан со средствами массовой информации (СМИ), или просто медиа, масс-медиа. Кто скажет, что это такое? Верно, телевидение, газеты, журналы, Интернет.

Необычность медиатекста в том, что мы его понимаем не только по смыслу, логически, но и воспринимаем эмоционально, на уровне нашей интуиции, наших чувств, каких-либо ассоциаций. Кто знает, что означает слово «ассоциация»? *СЛАЙД*

Ассоциация (от лат. accosiare — соединять) — это связь между отдель­ными событиями, фактами, предметами и явлениями, закрепленными в памяти человека. Например, слово «лето» ассоциируется в нашей памя­ти с каникулами, походами, жарой, купанием, ягодами и др.

Часто нам в жизни приходится запоминать какие-то слова или тексты. Но это бывает трудно сделать. Для того, чтобы что-то запомнить, не обяза­тельно это заучивать. Есть и другой способ запоминания — с помощью ас­социаций.

С чем у вас ассоциируется слово «зима»? Снег, мороз, каникулы, Но­вый год. А слово «гроза»? Дождь, молния, гром, страх. Чашка? Блюдце, ложка, чай. Ключ? Замок. Когда мы видим на экране зеленое яблоко, мы начинаем представлять его запах, кисло-сладкий вкус. Это тоже ассоци­ации.

Вы можете использовать ассоциации в учебе. Например, в математике. Вы проходили неравенства? Чтобы запомнить, в какую сторону пишутся знаки «больше» и «меньше», можно воспользоваться ассоциацией и предс­тавить знак в виде головы птицы. Знак «<» похож на раскрытый клюв птич­ки. Ей мало еды, она хочет еще, поэтому раскрыла клюв. Знак «>» похож на закрытый клюв птицы. Она наелась, ей больше не надо.

А теперь, давайте посмотрим и потом разберем небольшой мультфильм про ассоциации.

Проводится демонстрация мультфильма «Ассоциации» [Tri-colored rib­bon [Электронный pecypc]/KRAYSI. — Режим доступа: http: //www.kravsi. ru/plav_flash5 8 5. html]

Давайте теперь разберем более подробно, как возникают ассоциации в этом мультфильме. Для этого мы

проиграем мультфильм еще раз, но с замедленной скоростью, выделяя отдельные кадры и пытаясь угадать,

во что может превратиться изображение, которое мы сейчас видим.

* Проводится покадровый анализ фильма*

Какие чувства у вас остались после просмотра этого мультфильма? (Ас­социация с дуновением ветерка, что-то легкое, нежное, воздушное).

Вы заметили, что, начиная с первого нашего занятия, когда мы с вами рассматривали какие-то понятия и их значения, кроме объяснений, я вам показывала на экране картинки? Как вы думаете, зачем? Для того, чтобы было легче понимать значение этих терминов и лучше их запомнить. У нас были простые картинки, просто иллюстрирующие предмет, о котором мы говорили (например, «словари», «документ») и были картинки к таким по­нятиям, которые нельзя «потрогать». Они основывались на ассоциациях. Например, «связность текста». Кто может вспомнить еще какие-либо из картинок, использованных на прошлых занятиях, которые помогали по­нять новый материал?

Особенностью любого медиатекста является то, что он зарождает в нас какие-то неожиданные, даже самые отдаленные ассоциации, благодаря че­му медиатекст надолго «застревает» у нас в голове. Этот текст оставляет после себя эмоциональный след, настолько выраженный, что мы не всегда можем себе объяснить логически, почему он произвел на нас такое впечат­ление. Эти особенности медиатекста активно используются средствами массовой информации часто для того, чтобы навязать нам то или иное мне­ние. Поэтому важно медиатекст, как и любой текст, так же подвергать кри­тическому анализу и относиться к нему условно, понимая, что все происхо­дящее на экране может происходить «понарошку», по заранее задуманному автором сценарию.

Теперь остановимся более подробно на различных видах медиатекстов.

Медиатекст может быть не только в виде какого-то видеоролика, кото­рый нам показывают по телевизору. Это может быть и газетная статья с ил­люстрациями, и радио-передача, и веб-сайт.

Откройте ваши тетради и запишите.

По форме создания медиатекст бывает *СЛАЙД*:

  1. устный;

  2. письменный.

По каналу распространения медиатекст бывает*СЛАЙД*:

1. печатным (газеты, журналы, книги, плакаты);

2. радиовещательным;

3. телевизионным;

4. Интернет.

По жанровому типу медиатекст бывает*СЛАЙД*:

1. информационный;

2. аналитический;

3. художественно-публицистический;

4. рекламный.

Разберем подробнее каждый из них.

Информационный медиатекст — это краткое сообщение о чем-либо с отсутствием авторской оценки. Например, информационная программа теленовостей «Вечерние новости» [Первый канал — начало «Вечерних но­востей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/ watch?v=iCqXUpmU В1 о]

Аналитический текст отличается от информационного тем, что он име­ет больший объем и выражает отношение автора медиатекста к рассматри­ваемой проблеме. Например, один из выпусков информационно-аналити­ческой программы «Однако». Демонстрируется фрагмент видеозаписи. [Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым [Электрон­ный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ltv.ru/news/leontiev/199704]

В художественно-публицистическом медиатексте, в отличие от преды­дущих видов медиатекста, используются образные средства (эпитеты, мета­форы, сравнения). Например, телепередача, посвященная творческой би­ографии известного актера Николая Караченцова [Творческая биография Караченцова-2[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=wjbOmvNZhEM]

Главный признак рекламного медиатекста — его направленность на продвижение какого-либо товара и получение прибыли. Например, рекла­ма лапши быстрого приготовления «Доширак Ла Паста» Демонстрируется видеозапись* [ЛаПаста. Соблазнись и баста! [Электронный ресурс]. — Ре­жим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Bahil3w6r2M1

Реклама, эф­фективно используя возможности медиатекста, «навязывает» нам краси­вый образ, побуждающий совершить покупку того или иного продукта.

Объединяющим признаком медиатекста является его направленность на широкую аудиторию. Но в медиатексте соотношение текста, звука и изоб­ражения может быть различным. Так, статья в газете представлена в основ­ном просто текстовым словесным материалом. В телепередаче же мы мо­жем видеть и видеоизображение, и слышать текст, который его сопровож­дает. В рекламном медиатексте в основном преобладает изображение. Все это свидетельствует о том, насколько необычен медиатекст и насколько эффективно его воздействие на человека.

Практические действия (15 минут)

Сейчас мы будем работать за компьютером, но сначала давайте созда­дим несколько групп или команд для совместной работы. Каждой группе я дам конверт с набором пронумерованных медиатекстов на традицион­ных носителях и список ссылок на электронные медиатексты. Задача каждой группы— сгруппировать все выданные медиатексты сначала по форме создания, затем по каналу распространения, а затем — по жанро­вому типу текста и выписать на листок номера медиатекстов, соответству­ющих пунктам в классификациях. После того, как вы сгруппируете все медиатексты, капитан каждой команды объявит нам, что у его команды получилось.

Список медиатекстов

«Растишка»: растут и дети, и сады [Электронный ресурс]. — Режим дос­тупа: http: //www.voutube. com/watch?v=rcqVPbgr8 - О

Радионяня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://sheba. spb. ru/radio /radioniania5 -1. mp3

Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www, aif. ru/news

Познер — А. Пугачева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ltv.ru/sproiects edition/si5756/fi 14777

Истории в деталях — Катя Старшова (Пуговка) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.voutube.com/watch?v=lYH98gQp01Q

Уральские пельмени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ural-pelmeni.ru/AC_DATA/files/pelmeni_zakaznie_plakat.jpg

Петербургские фигуристы готовятся к Олимпиаде [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.alena-leonova.ru/Pictures/metro.ipg

Особое мнение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/sounds/914605.html

Подведение итогов (3 минуты)

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое медиатекст и каковы его виды. Домашнее задание

В доступных вам источниках найдите по одному примеру каждого вида медиатекста.

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 362 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz