Понедельник, 29.04.2024, 03:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 15

Цель урока: ознакомить с алгоритмом критического анализа текстов. Задачи урока:

  1. Рассмотреть понятие «критический анализ текста»;
  2. Поэтапно рассмотреть алгоритм проведения критического анализа текста.

Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека. Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

1. Компьютер;

2. Проектор;

3. Экран;

4. Терминологический словарь по курсу;

5. Презентация Power Point;

6. Раздаточные материалы.

Ход урока.

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами рассмотрели, что такое медиатекст и ка­кие виды медиатекстов существуют. В качестве вашего домашнего задания зам было предложено подобрать по одному примеру каждого вида медиате- :<ста. Интересно, какие примеры вы подобрали? Обучающиеся демонстри­руют результаты выполнения своего домашнего задания.

На сегодняшнем занятии мы с вами займемся критическим анализом текста.

Теоретическая часть урока (10 минут)

Давайте посмотрим на слайд, что мы там видим? *СЛАЙД* Мы видим девушку, которая читает какой-то текст в книге. Информация, восприни­маемая глазами, передается в мозг. Там происходит критический анализ и оценка логичности (зеленая зона) и достоверности (оранжевая зона) полу­ченной информации. В том случае, если информация проходит этот ана­лиз, она остается в хранилище мозга — нашей памяти (голубая зона). Если информация его не проходит, то она выбрасывается из памяти за ненадоб­ностью.

Таким образом, критический анализ текста — это оценка текста с точки зрения надежности приведенной в нем информации: истинная или ложная, достоверная или недостоверная, логичная или нелогичная. Ре­зультатом критического анализа текста является выявление в нем дос­тоинств и недостатков.

Читая любой текст, вы вникаете в его содержание, пытаетесь его осмыс­лить и понять, насколько он логично составлен, имеет ли он какие-то про­тиворечия, ошибки, неточности. Насколько можно доверять информации, изложенной в тексте, достоверна ли она, правдива ли она. Может ли эта ин­формация пригодиться вам в учебе, в жизни, соответствует ли она вашим интересам и запросам. Проделывая такую мыслительную работу над лю­бым текстом, вы занимаетесь ничем иным, как проводите критический анализ текста.

Давайте прочитаем текст, представленный на экране. *СЛАИД* Он нем­ного необычный. Мы должны определить, в чем его смысл? Что в нем не­верно? Чего в нем не хватает?

Заблудился

Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и стал медлить.

[Акулова Н.И. Правописание частицы не с глаголами [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/414103/]

В данном тексте не хватает нескольких частиц «не». Стоило автору вы­кинуть из текста частицу «не», и текст поменял свой смысл. Давайте вста­вим частицы «не» так, чтобы текст стал логичным и соответствовал наз­ванию.

Из этого примера нам становится понятным, что, прежде всего, любой текст нужно читать внимательно, вникая в каждую деталь, в каждое слово, понимая, что любая ошибка, допущенная автором, может полностью изме­нить содержание и смысл текста.

Читая любой текст, важно не только механически воспринимать ин­формацию, но и размышлять над текстом, следить за его логикой, чтобы потом сделать правильные выводы и понять, что автор хотел рассказать нам в этом тексте. Ведь может существовать и скрытый смысл текста. Оп­ределением явного и скрытого смысла текстов мы с вами сейчас и зай­мемся.

Практическая часть (10 минут)

Нам предстоит проанализировать несколько текстов и провести дис­куссию об их смысле. Разделитесь на 2 группы. Каждая группа получит по небольшому рассказу. Ваша задача — прочитать его, осмыслить, по­совещаться и высказать свое мнение, в чем смысл вашего текста. Какие противоречия вы нашли в суждениях и поступках героев этих расска­зов?

"СЛАЙД*

Три калача и одна баранка

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел — ему всё ещё хоте­лось есть. Купил другой калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сна­чала съесть одну баранку.

[Умная Дуня: Русские народные сказки [Текст]. — М.: Детская литерату­ра, 1978. -32 с.]

*СЛАЙД*

Неудавшаяся покупка

Маленький мальчик приходит с бидоном в магазин, становится в очередь... Подходит к прилавку. Продавщица: «Тебе чего, мальчик?» Мальчик: «Мама сказала — сметаны». Продавщица: «А сколько тебе сметаны?» Мальчик испу­ганно: «Мама сказала — сметаны!» Продавщица взяла бидон, наполнила его до краев сметаной и говорит: «А деньги ?» Мальчик: «Мама сказала — деньги в би­доне».

[Юмор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kaifland.com/read/anekdoty/370-mama-skazala-v-bidone.html]

Теоретическая часть урока (1 минута)

Кто из вас знает детского писателя, который намеренно пишет противо­речивые рассказы? Правильно, Григорий Остер. Давайте для примера прочтем один из его рассказов. *СЛАЙД* А может быть, кто-нибудь знает какой-нибудь рассказ наизусть?

Как вы считаете, с какой целью автор пишет такие рассказы? Чтобы специально ввести нас в заблуждение? Скорее всего, нет. Наоборот, в сво­их рассказах Григорий Остер показывает, как не надо делать. Мы понима­ем, что этот текст условный, и в нем содержится скрытый поучительный смысл.

Кроме осмысления и выявления противоречий, критически анализируя тексты, мы обязательно должны выявить, нет ли в них смысловых ошибок и несоответствий.

Практические действия (10 минут)

Представьте, что вы нашли в Интернете небольшую заметку о необыч­ном домашнем животном: африканской улитке. Вы заинтересовались этим животным, и решили внимательно ее прочитать. Но этот текст, как порой и многие сведения из Интернета, имеет массу несоответствий и смысловых ошибок. Эти несоответствия мы сейчас с вами и станем искать, то есть мы с вами проведем критический анализ данного текста.

Разделитесь на 2 группы. Каждая группа получит листок с одним и тем же текстом. Попробуйте найти в нем как можно больше несоответствий, а потом сравним, что у вас получилось и какая группа найдет больше несоот­ветствий.

Заполняя таблицу, вначале мы выделяем основные признаки, по кото­рым находим противоречия и опровержения к ним. Таким образом мы упо­рядочиваем полученную из текста информацию, чтобы сделать выводы о том, достоверна ли она и может ли она нам пригодиться.

Давайте вместе заполним таблицу на слайде.

Гигантская африканская улитка Ахатина

Ахатина — самый крупный представитель су­хопутных моллюсков, и ее раковина может дос­тигать 25 см, а тело — 30 см. От прочих видов улиток ахатину отличает коническая раковина, чаще всего она закручена против часовой стрелки. Раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска рако­вины зависит от диеты моллюска и других усло­вий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.

Раковина улитки выполняет 3 основные функции:

- Защита мягкого тела от механических повреждений во время передви­жения;

- Защита от внешних врагов;

- Предохранение тела от высыхания.

 

В 1910 году данную разновидность улиток обнаружили на острове Шри- Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах.

В США же ахатина — национальное бедствие. Несколько улиток, попав­ших во Флориду, за год так размножились, что уничтожили все посевы, кору на деревьях, в ход пошла даже штукатурка, которой были отделаны дома (в поисках необходимого для строительства раковины кальция ахатины усердно «облизывали» стены).

В России ахатина в естественных условиях не выживает. Для домашнего содержания она не опасна. Поэтому в последнее время наблюдается рост «по­головья» домашних ахатин. В самом деле, эти улитки — в некоем роде образец идеального домашнего животного. Она не вызывает аллергии, ее не нужно вы­гуливать, занимает мало места, может употреблять любую еду с вашего стола.

Домом для улитки ахатина может стать обычный аквариум или пласти­ковый контейнер подходящего размера. На одну взрослую особь необходимо не меньше 20 литров.

В еде ахатина неприхотлива. Соль смертельна для этого животного. Слад­кое и жареное тоже давать не стоит. В природе она такое не ест. Идеальным рационом для нее будут абсолютно все овощи и даже фрукты. Можно побало­вать ее листьями салата, капусты или арбузной коркой. Огрызок от яблока тоже идеально для нее подойдет.

Ахатины способны впадать в неактивное состояние, так называемую спячку. Они полностью втягивают свое тело в раковину и запечатывают устье. В природе данный вид улиток не нуждается в спячке для поддержа­ния жизнедеятельности. Ахатины в условиях террариума «уходят в себя», когда им плохо, то есть при неблагоприятных условиях содержания. В спяч­ке организм истощается, расходуя имеющиеся у него запасы жира, белка и кальция.

Способность улиток впадать в спячку удобно использовать, когда вам нужно уехать на сравнительно долгий срок (например, в отпуск) и вы не можете сами ухаживать за своими улитками, взять их с собой или пору­чить заботу о них кому-то еще. Ввести ахатин в состояние спячки тоже совсем не сложно. Для этого следует пересадить улитку в террариум с небольшим слоем абсолютно сухого грунта, не кормить и не обрызгивать водой.

*СЛАЙД-часть 1*

*СЛАЙД-часть 2*

*СЛАЙД-часть 3*

Работая над этим текстом, мы с вами уяснили, что любой текст нельзя принимать исключительно на веру. В тексте могут быть допущены ошибки, как случайные, так и намеренные. Таким образом, правильный текст дол­жен выглядеть так.

 

Признак

Данные из текста

Опровержение

Размеры и внешний вид

«Ее раковина может достигать 25 см, а тело — 30 см. От прочих видов улиток ахатину отличает коническая раковина»

На фотографии раковина круглая, маленьких размеров

Функции раковины

«Раковина улитки выполняет 4 основные функции»

Представлено в тексте 3 функции.

Среда обитания

«В 1910 году данную разновидность улиток обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии»

В заглавии статьи обозначено: «африканская улитка»

Особенности содержания

«занимает мало места»

Ниже в тексте: «На одну взрослую особь необходимо не меньше 20 литров»

Особенности питания

«может употреблять любую еду с вашего стола»

Ниже в тексте: «Соль смертельна для этого животного. Сладкое и жареное тоже давать не стоит».

Спячка

«Способность улиток впадать в спячку удобно использовать, когда вам нужно уехать на сравнительно долгий срок(например, в отпуск)»

Выше в тексте приводятся сведения, о том, что спячка опасна для здоровья улитки.

 

*СЛАЙД-часть 1* * СЛАЙД-часть 2*

Теоретическая часть (1 минута)

Когда мы находим в тексте какие-либо противоречия и неточности, воз­никает необходимость их разрешить. Для этого нужно собрать дополнитель­ную информацию из других источников по интересующему нас вопросу.

Практические действия (8 минут)

А сейчас давайте поиграем в ролевую игру. В какой-то книге вы нашли высказывание: «Компьютер и компьютерные игры вредны для человека». Вам нужно разбиться на две команды. Одна команда представит себя про­курорами, *СЛАЙД* и их задача — доказать, что высказывание верно: «Компьютер и компьютерные игры вредны для человека.» Вторая команда станет

адвокатами и *СЛАЙД* попытается доказать ложность этого выска­зывания. Она будет отстаивать точку зрения о том, что компьютер и компь­ютерные игры полезны. *СЛАЙД*

Вы должны аргументировать свое мнение, опираясь на высказывания других авторов по этому вопросу, представленные в различных книгах, журналах, в Интернете. Так как на поиск высказываний в документах у нас на уроке не остается времени, я заранее приготовила вам листочки с выска­зываниями «за» и «против».

Каждая команда получит одинаковый набор высказываний. Ваша задача внимательно их прочитать, осмыслить и отобрать лишь те, которые отно­сятся к вашей позиции. Затем вы должны кратко своими словами написать на бумаге небольшую речь в защиту (адвокаты) или в обвинение (прокуроры) компьютера и компьютерных игр. Ваша речь для прокуроров должна начи­наться словами «Компьютер и компьютерные игры вредны, потому что...», для адвокатов — «Компьютер и компьютерные игры полезны, потому что...»

После того, как каждая команда составит речь, представитель из коман­ды должен высказать мнение команды. В итоге игра закончится, когда од­на группа убедит другую, или вы придете к среднему общему мнению.

1. Постоянное просиживание за компьютером может вызвать негатив­ные последствия: ухудшение зрения, возникновение проблем с лишним ве­сом, нарушение опорно-двигательного аппарата, затекание кистей рук. [Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим досту­па: http://vse-sekrety.ru/291-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html]

2. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких. Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости — когда у игромана про­падает аппетит (ему не хочется отрываться от игр даже для принятия пи­щи). Происходит нарушение сна (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов).

[Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова. - М.: ЭКСМО, 2008. - 224 е.]

3. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное распо­ложение экрана.

[Ковальская, О. И. Компьютер и здоровье школьника [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://bio.lseptember.ru/article.php?ID=200700601]

4. Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там

и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания — от аллергии до «болезней грязных рук». [Жизнь перед монитором [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/vostsibir/586/20_01]

5. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бы­вает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. [Влияние компьютера на человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schools.mari-el.ru/sernurl/123/pabota/beder/komp/picture/stress.htm]

6. Очевидна польза компьютерных игр для младших школьников — для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных си­туациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточеннос­ти, внимательности.

[Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим дос­тупа: http://vse-sekretv.ru/291 -vred-i-polza-kompyuternvh-igr.html]

7. Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза бу­дет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок поти­хоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. [Колмогоров, А. Н. Учебно-исследовательская деятельность учащихся по информатике на уро­ках и во вне урочной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим досту­па: teacheijournal.ru>attachments/829.. .работа.ёос]

8. Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью- Йорк), привели к следующим результатам. Группа студентов, регулярно иг­равшая в виртуальные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа. Более того, у них оказалась намного лучше зрительная реакция и возможность отслеживать до пяти объектов одновременно, тогда как «неиграющие» остановились на трёх. Скорость обработки визуальной информации у игроков тоже оказалась вы­ше. [Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим fl0CTyna:http://vse-se krety.ru/29 l-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html]

9. Компьютер — это практически развлекательный мультимедийный центр. Тем более, если компьютер подсоединен к Интернету, тогда его воз­можности просто поражают. Те, кто любят посмотреть исторические филь­мы, могут их смотреть прямо на компьютере или подсоединить к телевизо­ру и смотреть на огромном экране. Тем более, сейчас совсем не нужно за­нимать свободную память компьютера, есть возможность не качать филь­мы, а смотреть кино в онлайне.

[Польза компьютера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://avers.kiev.ua/ru/article/420/]

10. Наличие в доме компьютера вызывает положительный интерес к тех­нике, развивает творческие способности, устраняет страх перед техникой, развивает воображение, воспитывает внимательность, сосредоточенность, помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д., тренирует па­мять, внимание, развивает быстроту действий и реакции, воспитывает це­леустремленность.

[Алиев, В. Компьютер — это просто[Текст] / В. Алиев. — СПб.: Питер, 2010. - 192 с.]

Подведение итогов (2 минуты)

Таким образом, в результате нашего сегодняшнего занятия мы можем составить алгоритм критического анализа текста. Как вы считаете, какие действия и в каком порядке необходимо совершать, чтобы провести крити­ческий анализ текста? *СЛАЙД*

Алгоритм критического анализа текста

  1. Внимательное чтение текста
  2. Осмысление текста
  3. Выявление в тексте смысловых ошибок, несоответствий
  4. Поиск доказательств или опровержений данного текста
  5. Формулирование выводов

Домашнее задание

Используя газеты, журналы, книги, найдите примеры текстов, содержа­щих неточности, противоречия и ошибки.

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz