Цель урока: ознакомить с алгоритмом критического анализа текстов. Задачи урока:
- Рассмотреть понятие «критический анализ текста»;
- Поэтапно рассмотреть алгоритм проведения критического анализа текста.
Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека. Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Экран;
4. Терминологический словарь по курсу;
5. Презентация Power Point;
6. Раздаточные материалы.
Ход урока.
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (2 минуты)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами рассмотрели, что такое медиатекст и какие виды медиатекстов существуют. В качестве вашего домашнего задания зам было предложено подобрать по одному примеру каждого вида медиате- :<ста. Интересно, какие примеры вы подобрали? Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
На сегодняшнем занятии мы с вами займемся критическим анализом текста.
Теоретическая часть урока (10 минут)
Давайте посмотрим на слайд, что мы там видим? *СЛАЙД* Мы видим девушку, которая читает какой-то текст в книге. Информация, воспринимаемая глазами, передается в мозг. Там происходит критический анализ и оценка логичности (зеленая зона) и достоверности (оранжевая зона) полученной информации. В том случае, если информация проходит этот анализ, она остается в хранилище мозга — нашей памяти (голубая зона). Если информация его не проходит, то она выбрасывается из памяти за ненадобностью.
Таким образом, критический анализ текста — это оценка текста с точки зрения надежности приведенной в нем информации: истинная или ложная, достоверная или недостоверная, логичная или нелогичная. Результатом критического анализа текста является выявление в нем достоинств и недостатков.
Читая любой текст, вы вникаете в его содержание, пытаетесь его осмыслить и понять, насколько он логично составлен, имеет ли он какие-то противоречия, ошибки, неточности. Насколько можно доверять информации, изложенной в тексте, достоверна ли она, правдива ли она. Может ли эта информация пригодиться вам в учебе, в жизни, соответствует ли она вашим интересам и запросам. Проделывая такую мыслительную работу над любым текстом, вы занимаетесь ничем иным, как проводите критический анализ текста.
Давайте прочитаем текст, представленный на экране. *СЛАИД* Он немного необычный. Мы должны определить, в чем его смысл? Что в нем неверно? Чего в нем не хватает?
Заблудился
Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и стал медлить.
[Акулова Н.И. Правописание частицы не с глаголами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/articles/414103/]
В данном тексте не хватает нескольких частиц «не». Стоило автору выкинуть из текста частицу «не», и текст поменял свой смысл. Давайте вставим частицы «не» так, чтобы текст стал логичным и соответствовал названию.
Из этого примера нам становится понятным, что, прежде всего, любой текст нужно читать внимательно, вникая в каждую деталь, в каждое слово, понимая, что любая ошибка, допущенная автором, может полностью изменить содержание и смысл текста.
Читая любой текст, важно не только механически воспринимать информацию, но и размышлять над текстом, следить за его логикой, чтобы потом сделать правильные выводы и понять, что автор хотел рассказать нам в этом тексте. Ведь может существовать и скрытый смысл текста. Определением явного и скрытого смысла текстов мы с вами сейчас и займемся.
Практическая часть (10 минут)
Нам предстоит проанализировать несколько текстов и провести дискуссию об их смысле. Разделитесь на 2 группы. Каждая группа получит по небольшому рассказу. Ваша задача — прочитать его, осмыслить, посовещаться и высказать свое мнение, в чем смысл вашего текста. Какие противоречия вы нашли в суждениях и поступках героев этих рассказов?
"СЛАЙД*
Три калача и одна баранка
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Купил другой калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
— Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
[Умная Дуня: Русские народные сказки [Текст]. — М.: Детская литература, 1978. -32 с.]
*СЛАЙД*
Неудавшаяся покупка
Маленький мальчик приходит с бидоном в магазин, становится в очередь... Подходит к прилавку. Продавщица: «Тебе чего, мальчик?» Мальчик: «Мама сказала — сметаны». Продавщица: «А сколько тебе сметаны?» Мальчик испуганно: «Мама сказала — сметаны!» Продавщица взяла бидон, наполнила его до краев сметаной и говорит: «А деньги ?» Мальчик: «Мама сказала — деньги в бидоне».
[Юмор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kaifland.com/read/anekdoty/370-mama-skazala-v-bidone.html]
Теоретическая часть урока (1 минута)
Кто из вас знает детского писателя, который намеренно пишет противоречивые рассказы? Правильно, Григорий Остер. Давайте для примера прочтем один из его рассказов. *СЛАЙД* А может быть, кто-нибудь знает какой-нибудь рассказ наизусть?
Как вы считаете, с какой целью автор пишет такие рассказы? Чтобы специально ввести нас в заблуждение? Скорее всего, нет. Наоборот, в своих рассказах Григорий Остер показывает, как не надо делать. Мы понимаем, что этот текст условный, и в нем содержится скрытый поучительный смысл.
Кроме осмысления и выявления противоречий, критически анализируя тексты, мы обязательно должны выявить, нет ли в них смысловых ошибок и несоответствий.
Практические действия (10 минут)
Представьте, что вы нашли в Интернете небольшую заметку о необычном домашнем животном: африканской улитке. Вы заинтересовались этим животным, и решили внимательно ее прочитать. Но этот текст, как порой и многие сведения из Интернета, имеет массу несоответствий и смысловых ошибок. Эти несоответствия мы сейчас с вами и станем искать, то есть мы с вами проведем критический анализ данного текста.
Разделитесь на 2 группы. Каждая группа получит листок с одним и тем же текстом. Попробуйте найти в нем как можно больше несоответствий, а потом сравним, что у вас получилось и какая группа найдет больше несоответствий.
Заполняя таблицу, вначале мы выделяем основные признаки, по которым находим противоречия и опровержения к ним. Таким образом мы упорядочиваем полученную из текста информацию, чтобы сделать выводы о том, достоверна ли она и может ли она нам пригодиться.
Давайте вместе заполним таблицу на слайде.
Гигантская африканская улитка Ахатина
Ахатина — самый крупный представитель сухопутных моллюсков, и ее раковина может достигать 25 см, а тело — 30 см. От прочих видов улиток ахатину отличает коническая раковина, чаще всего она закручена против часовой стрелки. Раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от диеты моллюска и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.
Раковина улитки выполняет 3 основные функции:
- Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения;
- Защита от внешних врагов;
- Предохранение тела от высыхания.
В 1910 году данную разновидность улиток обнаружили на острове Шри- Ланка и в Индии, а в 1920 она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах.
В США же ахатина — национальное бедствие. Несколько улиток, попавших во Флориду, за год так размножились, что уничтожили все посевы, кору на деревьях, в ход пошла даже штукатурка, которой были отделаны дома (в поисках необходимого для строительства раковины кальция ахатины усердно «облизывали» стены).
В России ахатина в естественных условиях не выживает. Для домашнего содержания она не опасна. Поэтому в последнее время наблюдается рост «поголовья» домашних ахатин. В самом деле, эти улитки — в некоем роде образец идеального домашнего животного. Она не вызывает аллергии, ее не нужно выгуливать, занимает мало места, может употреблять любую еду с вашего стола.
Домом для улитки ахатина может стать обычный аквариум или пластиковый контейнер подходящего размера. На одну взрослую особь необходимо не меньше 20 литров.
В еде ахатина неприхотлива. Соль смертельна для этого животного. Сладкое и жареное тоже давать не стоит. В природе она такое не ест. Идеальным рационом для нее будут абсолютно все овощи и даже фрукты. Можно побаловать ее листьями салата, капусты или арбузной коркой. Огрызок от яблока тоже идеально для нее подойдет.
Ахатины способны впадать в неактивное состояние, так называемую спячку. Они полностью втягивают свое тело в раковину и запечатывают устье. В природе данный вид улиток не нуждается в спячке для поддержания жизнедеятельности. Ахатины в условиях террариума «уходят в себя», когда им плохо, то есть при неблагоприятных условиях содержания. В спячке организм истощается, расходуя имеющиеся у него запасы жира, белка и кальция.
Способность улиток впадать в спячку удобно использовать, когда вам нужно уехать на сравнительно долгий срок (например, в отпуск) и вы не можете сами ухаживать за своими улитками, взять их с собой или поручить заботу о них кому-то еще. Ввести ахатин в состояние спячки тоже совсем не сложно. Для этого следует пересадить улитку в террариум с небольшим слоем абсолютно сухого грунта, не кормить и не обрызгивать водой.
*СЛАЙД-часть 1*
*СЛАЙД-часть 2*
*СЛАЙД-часть 3*
Работая над этим текстом, мы с вами уяснили, что любой текст нельзя принимать исключительно на веру. В тексте могут быть допущены ошибки, как случайные, так и намеренные. Таким образом, правильный текст должен выглядеть так.
Признак
|
Данные из текста
|
Опровержение
|
Размеры и внешний вид
|
«Ее раковина может достигать 25 см, а тело — 30 см. От прочих видов улиток ахатину отличает коническая раковина»
|
На фотографии раковина круглая, маленьких размеров
|
Функции раковины
|
«Раковина улитки выполняет 4 основные функции»
|
Представлено в тексте 3 функции.
|
Среда обитания
|
«В 1910 году данную разновидность улиток обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии»
|
В заглавии статьи обозначено: «африканская улитка»
|
Особенности содержания
|
«занимает мало места»
|
Ниже в тексте: «На одну взрослую особь необходимо не меньше 20 литров»
|
Особенности питания
|
«может употреблять любую еду с вашего стола»
|
Ниже в тексте: «Соль смертельна для этого животного. Сладкое и жареное тоже давать не стоит».
|
Спячка
|
«Способность улиток впадать в спячку удобно использовать, когда вам нужно уехать на сравнительно долгий срок(например, в отпуск)»
|
Выше в тексте приводятся сведения, о том, что спячка опасна для здоровья улитки.
|
*СЛАЙД-часть 1* * СЛАЙД-часть 2*
Теоретическая часть (1 минута)
Когда мы находим в тексте какие-либо противоречия и неточности, возникает необходимость их разрешить. Для этого нужно собрать дополнительную информацию из других источников по интересующему нас вопросу.
Практические действия (8 минут)
А сейчас давайте поиграем в ролевую игру. В какой-то книге вы нашли высказывание: «Компьютер и компьютерные игры вредны для человека». Вам нужно разбиться на две команды. Одна команда представит себя прокурорами, *СЛАЙД* и их задача — доказать, что высказывание верно: «Компьютер и компьютерные игры вредны для человека.» Вторая команда станет
адвокатами и *СЛАЙД* попытается доказать ложность этого высказывания. Она будет отстаивать точку зрения о том, что компьютер и компьютерные игры полезны. *СЛАЙД*
Вы должны аргументировать свое мнение, опираясь на высказывания других авторов по этому вопросу, представленные в различных книгах, журналах, в Интернете. Так как на поиск высказываний в документах у нас на уроке не остается времени, я заранее приготовила вам листочки с высказываниями «за» и «против».
Каждая команда получит одинаковый набор высказываний. Ваша задача внимательно их прочитать, осмыслить и отобрать лишь те, которые относятся к вашей позиции. Затем вы должны кратко своими словами написать на бумаге небольшую речь в защиту (адвокаты) или в обвинение (прокуроры) компьютера и компьютерных игр. Ваша речь для прокуроров должна начинаться словами «Компьютер и компьютерные игры вредны, потому что...», для адвокатов — «Компьютер и компьютерные игры полезны, потому что...»
После того, как каждая команда составит речь, представитель из команды должен высказать мнение команды. В итоге игра закончится, когда одна группа убедит другую, или вы придете к среднему общему мнению.
1. Постоянное просиживание за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшение зрения, возникновение проблем с лишним весом, нарушение опорно-двигательного аппарата, затекание кистей рук. [Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vse-sekrety.ru/291-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html]
2. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких. Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости — когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отрываться от игр даже для принятия пищи). Происходит нарушение сна (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов).
[Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова. - М.: ЭКСМО, 2008. - 224 е.]
3. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.
[Ковальская, О. И. Компьютер и здоровье школьника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bio.lseptember.ru/article.php?ID=200700601]
4. Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там
и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания — от аллергии до «болезней грязных рук». [Жизнь перед монитором [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/vostsibir/586/20_01]
5. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. [Влияние компьютера на человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schools.mari-el.ru/sernurl/123/pabota/beder/komp/picture/stress.htm]
6. Очевидна польза компьютерных игр для младших школьников — для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.
[Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vse-sekretv.ru/291 -vred-i-polza-kompyuternvh-igr.html]
7. Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. [Колмогоров, А. Н. Учебно-исследовательская деятельность учащихся по информатике на уроках и во вне урочной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: teacheijournal.ru>attachments/829.. .работа.ёос]
8. Исследования, проведённые в Рочестерском университете (штат Нью- Йорк), привели к следующим результатам. Группа студентов, регулярно игравшая в виртуальные игры, при проверке зрения продемонстрировала лучшие показатели, чем контрольная группа. Более того, у них оказалась намного лучше зрительная реакция и возможность отслеживать до пяти объектов одновременно, тогда как «неиграющие» остановились на трёх. Скорость обработки визуальной информации у игроков тоже оказалась выше. [Вред и польза компьютерных игр [Электронный ресурс]. — Режим fl0CTyna:http://vse-se krety.ru/29 l-vred-i-polza-kompyuternyh-igr.html]
9. Компьютер — это практически развлекательный мультимедийный центр. Тем более, если компьютер подсоединен к Интернету, тогда его возможности просто поражают. Те, кто любят посмотреть исторические фильмы, могут их смотреть прямо на компьютере или подсоединить к телевизору и смотреть на огромном экране. Тем более, сейчас совсем не нужно занимать свободную память компьютера, есть возможность не качать фильмы, а смотреть кино в онлайне.
[Польза компьютера [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://avers.kiev.ua/ru/article/420/]
10. Наличие в доме компьютера вызывает положительный интерес к технике, развивает творческие способности, устраняет страх перед техникой, развивает воображение, воспитывает внимательность, сосредоточенность, помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д., тренирует память, внимание, развивает быстроту действий и реакции, воспитывает целеустремленность.
[Алиев, В. Компьютер — это просто[Текст] / В. Алиев. — СПб.: Питер, 2010. - 192 с.]
Подведение итогов (2 минуты)
Таким образом, в результате нашего сегодняшнего занятия мы можем составить алгоритм критического анализа текста. Как вы считаете, какие действия и в каком порядке необходимо совершать, чтобы провести критический анализ текста? *СЛАЙД*
Алгоритм критического анализа текста
- Внимательное чтение текста
- Осмысление текста
- Выявление в тексте смысловых ошибок, несоответствий
- Поиск доказательств или опровержений данного текста
- Формулирование выводов
Домашнее задание
Используя газеты, журналы, книги, найдите примеры текстов, содержащих неточности, противоречия и ошибки.
|