Цель урока: изучение видов информации по различным основаниям деления: типу носителей информации, по сферам деятельности, областям на- ук.
Задачи урока:
- Расширить представление обучающихся об информации;
- Дать представление о видах информации по сферам деятельности, областям науки;
- Дать представление о видах информации по типу носителей (традиционная, электронная).
Место проведения занятия — школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- Терминологический словарь по курсу;
- Презентация Power Point;
- Комплект изданий, включающий газеты, журналы, словари, справоч¬ники, энциклопедии, CD и DVD диски, предназначенные для детей млад¬шего школьного возраста.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (10 минут)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое информация, и какая она бывает по восприятию различными органами чувств: глазами, ушами, носом, кожей и языком. В прошлый раз в виде домашнего задания я пред¬ложила вам найти фотографии, которые бы отражали один из этих видов информации, или нарисовать самим. Давайте посмотрим, что у вас получи¬лось.
Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне¬го задания.
На этом занятии мы с вами продолжим изучать виды информации.
Теоретическая часть урока (20 минут)
Из результатов вашего домашнего задания мы видим, что добывать ин¬формацию можно из множества источников. Откуда вы еще получаете информацию? Из книг, Интернета, из телевизора, радио, газет, от родителей, учителей, друзей.
На прошлом занятии мы с вами обсуждали, что информацию можно по¬лучать органами чувств. Но она будет конкретной, как у древнего пещерного человека: здесь и сейчас. С помощью органов чувств вы узнаете, что включенный утюг может обжечь и к нему нельзя прикасаться. Но вы с их помощью никогда не узнаете, почему он обжигает, не узнаете, что всему виной разная скорость движения молекул у подошвы утюга и у нашей ко¬жи, что молекулы утюга заставляют двигаться молекулы кожи гораздо быстрее, а это вызывает боль. Но мы можем расширить наши познания, используя другую информацию — текстовую. Она, как машина времени, может перемещать нас во времени и в пространстве, проникая в далекое прошлое или в будущее, переносить на другие континенты и страны. Не только книги, газеты, но и просто устный рассказ о чем-то ваших родителей является текстовой информацией.
Но носители текстовой информации тоже бывают разные.
Книги, газеты, журналы, словари, энциклопедии — это все называется традиционными (бумажными, т.е. то, что печатается на бумаге) источниками информации. Все, что размещено в Интернете, хранится в компьютере, демонстрируется, как у нас, на проекторе — называется электронными источниками информации, или компьютерной информацией. Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на нем? *СЛАЙД*
Компьютерная информация — это информация, хранящаяся и передаваемая с помощью компьютера. Компьютер позволяет прочесть информацию (например, тест рассказа), увидеть информацию (например, посмотреть картинки или мультфильм), услышать информацию (например, послушать песни, услышать текст сказки).
Теперь давайте запишем: информация по типу носителя бывает *СЛАЙД*:
- традиционная (например, книги, газеты, журналы);
- электронная (например, Интернет-сайты, CD и DVD-диски, флеш- накопители).
Кто из вас любит читать? Назовите свою любимую книгу. Может быть, у кого-то есть любимый журнал или газета? Назовите. А кто из вас читал газету «Незнайка»? Какие журналы вы знаете? Давайте дадим с вами определение: что такое журнал? А где можно посмотреть, что такое журнал? В толковом словаре. Давайте посмотрим, как эти словари выглядят. *СЛАЙД*
Так они выглядят внешне. Я захватила с собой один из таких словарей. Давайте посмотрим, как он выглядит внутри, и найдем наше слово «журнал». (Учащимся демонстрируется определение понятия «журнал» в толковом словаре С.И. Ожегова). К словарям мы обращаемся тогда, когда нам нужно узнать значение слова, правила его написания, его синонимы.
Когда нам необходимо получить конкретные сведения об окружающем нас мире, времени и пространстве, нужно обращаться к каким источникам? Кто знает? Кто читал книги «Я познаю мир»? По — другому как они называются? Правильно, детские энциклопедии. Что мы можем узнать из них?
А кто назовет источник, в котором можно узнать номер телефона вашего друга, какого-нибудь магазина, школы, вокзала? Правильно. Такие источники называются справочниками. В них можно справиться, т.е. узнать подробно то, что нам нужно. Кто знает, какие еще бывают справочники?
Справочник по информатике, по русскому языку, по математике. Кто из вас уже обращался к справочнику?
А какая еще бывает информация? Информация бывает разная. Как приготовить салат? Как сложить двоичные числа? Как изготовить посуду из стекла? Как рассчитать траекторию падения кометы?
Как вы думаете, чем различаются эти сведения? А где эти сведения могут применяться? В разных сферах жизнедеятельности человека.
Откроем ваши тетради и запишем, что информация по сферам деятельности бывает *СЛАЙД*:
- бытовая, например, «Как постирать одежду»;
- учебная, например, «Как написать правильно слово «орфография»;
- производственная, например, «Как собрать автомобиль»;
- научная, например, «Как вывести новую породу кошек»;
художественная, например, «Кто написал рассказ «Косточка»
Назовите примеры каждого вида информации.
Как в школе существуют отдельные предметы (русский язык, чтение, математика), так и в науке выделяются различные научные дисциплины. Например, запишите *СЛАЙД*:
- медицина;
- техника;
- история;
- география.
Может, кто-то из вас назовет еще какие-нибудь области науки, известные вам?
А сейчас давайте попробуем определить, к каким областям наук относятся следующие сведения.
Чтобы не заболеть, нужно делать прививки.
Лондон — столица Великобритании.
12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек, гражданин СССР Юрий Гагарин.
Сотовый телефон — это средство связи.
Таким образом, мы с вами узнали, какие виды информации еще бывают.
Практические действия (10 минут)
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая учит хорошо видеть окружающий нас мир и развивает наблюдательность [Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель. — М.: Генезис, 2010. — С. 71].
Материалы. Флеш-накопитель.
Инструкция. В классе спрятан некий источник информации (например, флеш-накопитель), который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет источник информации, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет источник, в следующий раз прячет его.
Подведение итогов урока (5 минут)
Давайте подведем итоги. Мы с вами на сегодняшнем занятии узнали, что информация бывает разных видов и может подразделяться по типу носителя, сфере деятельности и областям науки. Чтобы закрепить полученные знания, давайте еще раз повторим. Какие два вида информации бывают по типу носителя? Традиционная и электронная. По сфере деятельности информация подразделяется на что? На бытовую, учебную, производственную, научную, художественную. А по научным дисциплинам? Медицина, техника, история, география. Молодцы!
Домашнее задание
Дома в тетрадях опишите, как вы искали сегодня флеш-накопитель с позиции одного из видов информации по сфере деятельности: бытовой — вы можете написать письмо воображаемому другу, как вы ее искали; учебной
- написать, для какого учебного предмета и с какой целью может понадобиться найденная флешка; производственной — описать, из какого материала она состоит; научной — составить алгоритм поиска, художественной
- написать маленький рассказ о вашем поиске, передать ваше настроение и чувства в этот момент.
|