Среда, 15.05.2024, 03:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 2.

 

 

Цель урока: изучение видов информации по различным основаниям де­ления: типу носителей информации, по сферам деятельности, областям на- ук.

Задачи урока:

  1. Расширить представление обучающихся об информации;
  2. Дать представление о видах информации по сферам деятельности, об­ластям науки;
  3. Дать представление о видах информации по типу носителей (традици­онная, электронная).

Место проведения занятия — школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Экран;
  4. Терминологический словарь по курсу;
  5. Презентация Power Point;
  6. Комплект изданий, включающий газеты, журналы, словари, справоч¬ники, энциклопедии, CD и DVD диски, предназначенные для детей млад¬шего школьного возраста.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (10 минут)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое информация, и какая она бывает по восприятию различными органами чувств: глазами, ушами, носом, кожей и языком. В прошлый раз в виде домашнего задания я пред¬ложила вам найти фотографии, которые бы отражали один из этих видов информации, или нарисовать самим. Давайте посмотрим, что у вас получи¬лось.

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне¬го задания.

На этом занятии мы с вами продолжим изучать виды информации.

Теоретическая часть урока (20 минут)

Из результатов вашего домашнего задания мы видим, что добывать ин¬формацию можно из множества источников. Откуда вы еще получаете информацию? Из книг, Интернета, из телевизора, радио, газет, от родителей, учителей, друзей.

На прошлом занятии мы с вами обсуждали, что информацию можно по¬лучать органами чувств. Но она будет конкретной, как у древнего пещерного человека: здесь и сейчас. С помощью органов чувств вы узнаете, что включенный утюг может обжечь и к нему нельзя прикасаться. Но вы с их помощью никогда не узнаете, почему он обжигает, не узнаете, что всему виной разная скорость движения молекул у подошвы утюга и у нашей ко¬жи, что молекулы утюга заставляют двигаться молекулы кожи гораздо быстрее, а это вызывает боль. Но мы можем расширить наши познания, используя другую информацию — текстовую. Она, как машина времени, может перемещать нас во времени и в пространстве, проникая в далекое прошлое или в будущее, переносить на другие континенты и страны. Не только книги, газеты, но и просто устный рассказ о чем-то ваших родителей является текстовой информацией.

Но носители текстовой информации тоже бывают разные.

Книги, газеты, журналы, словари, энциклопедии — это все называется традиционными (бумажными, т.е. то, что печатается на бумаге) источниками информации. Все, что размещено в Интернете, хранится в компьютере, демонстрируется, как у нас, на проекторе — называется электронными источниками информации, или компьютерной информацией. Давайте посмотрим на экран. Что вы видите на нем? *СЛАЙД*

Компьютерная информация — это информация, хранящаяся и передава­емая с помощью компьютера. Компьютер позволяет прочесть информа­цию (например, тест рассказа), увидеть информацию (например, пос­мотреть картинки или мультфильм), услышать информацию (напри­мер, послушать песни, услышать текст сказки).

Теперь давайте запишем: информация по типу носителя бывает *СЛАЙД*:

  1. традиционная (например, книги, газеты, журналы);
  2. электронная (например, Интернет-сайты, CD и DVD-диски, флеш- накопители).

Кто из вас любит читать? Назовите свою любимую книгу. Может быть, у кого-то есть любимый журнал или газета? Назовите. А кто из вас читал га­зету «Незнайка»? Какие журналы вы знаете? Давайте дадим с вами опреде­ление: что такое журнал? А где можно посмотреть, что такое журнал? В тол­ковом словаре. Давайте посмотрим, как эти словари выглядят. *СЛАЙД*

Так они выглядят внешне. Я захватила с собой один из таких словарей. Давайте посмотрим, как он выглядит внутри, и найдем наше слово «жур­нал». (Учащимся демонстрируется определение понятия «журнал» в толко­вом словаре С.И. Ожегова). К словарям мы обращаемся тогда, когда нам нужно узнать значение слова, правила его написания, его синонимы.

Когда нам необходимо получить конкретные сведения об окружающем нас мире, времени и пространстве, нужно обращаться к каким источни­кам? Кто знает? Кто читал книги «Я познаю мир»? По — другому как они называются? Правильно, детские энциклопедии. Что мы можем узнать из них?

А кто назовет источник, в котором можно узнать номер телефона ваше­го друга, какого-нибудь магазина, школы, вокзала? Правильно. Такие ис­точники называются справочниками. В них можно справиться, т.е. узнать подробно то, что нам нужно. Кто знает, какие еще бывают справочники?

Справочник по информатике, по русскому языку, по математике. Кто из вас уже обращался к справочнику?

А какая еще бывает информация? Информация бывает разная. Как при­готовить салат? Как сложить двоичные числа? Как изготовить посуду из стекла? Как рассчитать траекторию падения кометы?

Как вы думаете, чем различаются эти сведения? А где эти сведения могут применяться? В разных сферах жизнедеятельности человека.

Откроем ваши тетради и запишем, что информация по сферам деятель­ности бывает *СЛАЙД*:

  1. бытовая, например, «Как постирать одежду»;
  2. учебная, например, «Как написать правильно слово «орфография»;
  3. производственная, например, «Как собрать автомобиль»;
  4. научная, например, «Как вывести новую породу кошек»;

художественная, например, «Кто написал рассказ «Косточка»

Назовите примеры каждого вида информации.

Как в школе существуют отдельные предметы (русский язык, чтение, математика), так и в науке выделяются различные научные дисциплины. Например, запишите *СЛАЙД*:

  1. медицина;
  2. техника;
  3. история;
  4. география.

Может, кто-то из вас назовет еще какие-нибудь области науки, извест­ные вам?

А сейчас давайте попробуем определить, к каким областям наук относят­ся следующие сведения.

Чтобы не заболеть, нужно делать прививки.

Лондон — столица Великобритании.

12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек, гражданин СССР Юрий Гагарин.

Сотовый телефон — это средство связи.

Таким образом, мы с вами узнали, какие виды информации еще бывают.

Практические действия (10 минут)

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру, которая учит хорошо ви­деть окружающий нас мир и развивает наблюдательность [Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Текст] / К. Фопель. — М.: Генезис, 2010. — С. 71].

Материалы. Флеш-накопитель.

Инструкция. В классе спрятан некий источник информации (например, флеш-накопитель), который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, так как он лежит на видном месте. Тот, кто най­дет источник информации, должен сохранить свою находку в тайне, не вы­давая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет источник, в следующий раз прячет его.

Подведение итогов урока (5 минут)

Давайте подведем итоги. Мы с вами на сегодняшнем занятии узнали, что информация бывает разных видов и может подразделяться по типу носите­ля, сфере деятельности и областям науки. Чтобы закрепить полученные знания, давайте еще раз повторим. Какие два вида информации бывают по типу носителя? Традиционная и электронная. По сфере деятельности ин­формация подразделяется на что? На бытовую, учебную, производствен­ную, научную, художественную. А по научным дисциплинам? Медицина, техника, история, география. Молодцы!

Домашнее задание

Дома в тетрадях опишите, как вы искали сегодня флеш-накопитель с по­зиции одного из видов информации по сфере деятельности: бытовой — вы можете написать письмо воображаемому другу, как вы ее искали; учебной

  1. написать, для какого учебного предмета и с какой целью может понадо­биться найденная флешка; производственной — описать, из какого мате­риала она состоит; научной — составить алгоритм поиска, художественной
  2. написать маленький рассказ о вашем поиске, передать ваше настроение и чувства в этот момент.
Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (11.05.2018)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz