Цель урока: изучение вторичных документов на традиционных и электронных носителях как результата аналитико-синтетической переработки информации.
Задачи урока:
1. Рассмотреть понятия «анализ информации» и «синтез информации»;
2. Ознакомить с понятием «аналитико-синтетическая переработка информации»;
3. Дать представление о вторичном документе и его видах на примере ключевых слов и библиографических описаний;
4. Ознакомить учащихся с процессом свертывания и развертывания информации.
Место проведения занятия: класс или школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Терминологический словарь по курсу.
5. Презентация Power Point.
6. Раздаточные материалы: листки бумаги со словами, разделенными на буквы.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (5 минут)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое документы и какие они бывают. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим, что такое «вторичные документы».
Но вначале давайте поговорим о вашем домашнем задании. На прошлом занятии я вам предложила дома написать инструкции по выполнению чего-либо. Может, кому-то из вас помогали родители. Кто хочет прочитать свою инструкцию?
Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Теоретическая часть урока (3 минуты)
На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что вторичный документ — это документ, являющийся результатом переработки информации, содержащейся в первичных документах.
Такая переработка информации называется аналитико-синтетической.
Давайте рассмотрим, что такое анализ и синтез. Что мы видим на экране? *СЛАЙД* Мы видим яблоки. Их разделяют на части, каждую дольку изучают и вырезают лишнее, то есть производят анализ.
Анализ — это разложение объекта на части с последующим изучением каждой из них.
После того, как мы проанализировали яблоки, у нас остались готовые к употреблению части. Что мы видим на следующем слайде? *СЛАЙД* Яблочное варенье. Мы разложили наши яблоки на части, удалили лишнее и сделали из них новый продукт — варенье.
Синтез — это соединение отобранных в ходе анализа частей в новый цельный объект.
Переработка первичного документа во вторичный называется аналитико - синтетической.
Практические действия (10 минут)
А теперь давайте поиграем в анализ и синтез. Я раздам вам на каждый стол по одному конвертику. В конверте вы найдете напечатанные на цветной бумаге слова. Промежуток между каждой буквой слова надрезан, чтобы вам было легко отделять буквы друг от друга. Внимательно изучите слова и запомните их. Проанализируйте каждое слово: из каких слогов оно состоит. Первое слово — «карандаш». Назовите его слоги. Правильно, ка, ран, даш. Отделите эти слоги друг от друга. Так же поступите с оставшимися словами.
Какие слоги у слова «собака»? Со, ба, ка. А у слова «рокот»? Ро, кот.
Как будет называться процедура, которую мы проделали? Анализ.
Теперь займемся синтезом. Перед вами расположены отдельные слоги. Составьте из них новые слова. Какие слова у вас получились?
«Сорока», «баран», «кот». Молодцы! Вы только что проанализировали первичные документы и синтезировали из них что-то новое — вторичные документы.
А остались ли у вас слоги, из которых не получилось составить ни одного слова? Остались: «ка» и «даш». В научном анализе и синтезе тоже может оставаться невостребованная информация, лишняя, избыточная. Это могут быть предлоги, союзы, слова, не несущие особой смысловой нагрузки.
Теоретическая часть урока (10 минут)
Давайте посмотрим на экран. Что вы тут видите? *СЛАЙД *
Мясорубку. Но наша мясорубка немного необычная, она двойная. Мы привыкли в мясорубке перерабатывать продукты. А в этой мясорубке перерабатываются книги, газеты, журналы и другие документы. Кто скажет, как они называются? Правильно, первичные. Перерабатывая первичные документы, мы отсеиваем лишнее и получаем вторичные документы. Из второй же части мясорубки отсеивается мусор — лишняя избыточная информация. Такой процесс называется аналитико-синтетической переработкой
информации. Дадим определение этому процессу, посмотрите в ваших словарях:
Аналитико-синтетическая переработка информации — это преобразование первичных документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в свернутом кратком виде. Результатом аналтико-синтетической переработки информации является вторичный документ: библиографическое описание, аннотация, реферат. Например, аннотация на рассказ А.П. Чехова «Каштанка»: Маленькая рыжая собачка Каштанка, похожая мордочкой на лисичку, жила не очень хорошей жизнью. Однажды она даже попала к другому хозяину, сменила имя на Тетку и готовилась выступать в цирке. Но вновь услышав родной голос, не сомневаясь ни секунды, вернулась к прежнему хозяину.
Как вы думаете, что вылетает из той части мясорубки, где образуются переработанные вторичные документы? Карточки и полоски бумаги. Давайте прочтем, что написано, например, на этой полоске. «Стая», «джунгли», «человеческий детеныш». В какой книге встречаются эти слова, как вы думаете? Правильно, «Маугли» Р. Киплинга. По этим словам можно судить, о чем эта книга. Называются такие слова «ключевыми».
Давайте посмотрим на экран. *СЛАЙД* Вы видите замок, который состоит из слов, расположенных беспорядочно. Если к этому замку подобрать ключевое слово, смысл текста сразу станет понятным. *СЛАИД* Давайте я вам прочитаю его.
Я потребовал, чтобы мне немедленно дали ключ отпереть замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало ясно, что надомной смеются. Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно слова: «замочек» и «ключик». Если сумею, ключ тут же отопрет замок. Если в родительном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает — пишется ЧИК. Я крупными буквами смело написал на доске: «ЗАМОЧЕК, КЛЮЧИК». Потом легко повернул ключ в замке, и ворота распахнулись.
[Гераскина, JI. Б. В стране невыученных уроков [Текст] / JI. Б. Гераскина. - М.: Самовар, 2008. - 136 с.]
Красным отмечены слова, которые являются «ключевыми» в этом тексте, т.е. отражающие основной смысл текста.
Таким образом, ключевое слово — это слово или словосочетание, несущее наибольшую смысловую нагрузку в тексте. С помощью ключевых слов можно в сжатом виде передать основной смыл текста. Например: по ключевым словам «лес, елочка, родилась, зима» можно понять, что речь идет о песне «В лесу родилась елочка».
Практические действия (7 минут)
Но ключевые слова можно найти не только в письменном тексте, но и в медиатексте, например, в мультфильме «Смешарики: телеграф». (Смешарики: Телеграф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=B6qZlPXe_a4] Давайте его посмотрим. Какие ключевые слова мы можем выделить из него? Верно Телеграф», «общение», «расстояние», «друзья», «поход», «гости».
Теоретическая часть урока (7 минут)
Давайте вернемся к нашей мясорубке. *СЛАИД*
Во вторичных документах, кроме полосок со словами, вы видите карточки. Они называются каталожными карточками. Вот так выглядит карточка в библиотеке. (Проводится демонстрация карточки). А текст, напечатанный на ней, называется библиографическим описанием. Библиографическое описание включает в себя фамилию автора книги, ее название, город, в котором она издана, и год издания. Более подробно об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
Кроме составления ключевых слов и библиографического описания, существуют и многие другие виды аналитико-синтетическон переработки информации. Все они в разной мере сокращают объем первичного документа, сохраняя его смысл.
Аналитико-синтетическая переработка информации сопровождается ее свертыванием.
Давайте посмотрим на экран. *СЛАЙД* Что вы видите Веер. Но веер необычный. На нем написана сказка, хорошо знакомая вам с самого раннего детства. Называется она «Репка». Давайте ее прочитаем
Жили — были дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жу чка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Муська за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Репка [Текст]. — М.: Росмэн-Пресс, 2010. — 8 с.
Теперь давайте посмотрим, как можно ее свернуть, сохранив ее суть.
*СЛАЙД-часть 1*
*СЛАЙД-часть 2*
Жили — были дед с бабкой да внучкой. Посадил как-то дед репку. Стал дед репку из земли тащить. Позвал дед на помощь бабку. Позвала бабка внучку. Кликнула внучка Жучку. Кликнула Жучка кошку. Кликнула Муська мышку — вытащили репку.
*СЛАЙД*
Таким образом, свертывание информации — это процесс сокращения текста с сохранением его смысла. Свернуть информацию — это значит сделать текст короче, но не потерять при этом основной смысл. Например, ответ на вопрос «о чем говорится в тексте» или краткий пересказ текста — это примеры свертывания информации. Свертывание противоположно по своему назначению развёртыванию информации.
Обратный процесс — развертывание информации по сжатому содержанию. *СЛАЙД*
Развертывание информации — это процесс детализации основной мысли, идеи, темы, за счет подробного описания явления, факта, события и др. Развернуть информацию — это значит полно и детально передать содержание текста. Например, на основе плана составить рассказ, написать сочинение. Развертывание противоположно по своему назначению свертыванию информации.
Подведение итогов урока (3 минуты)
Таким образом, мы сегодня с вами рассмотрели более подробно, что такое «вторичный документ». Узнали, что он получается в процессе аналитико- синтетической переработки информации. Один из способов ее переработки — это выделение «ключевых слов». Увидели, что аналитико-
синтетическая переработка информации сопровождается ее свертыванием. Узнали, что есть и обратный процесс — развертывание информации по ключевым словам.
Домашнее задание
Разверните информацию по ключевым словам: «кошка», «собака», «рыба», «река» так, чтобы у вас получился связный текст. Напишите сочинение на 5-6 предложений и озаглавьте его.
|