Среда, 15.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 4.

 

 

Цель урока: изучение вторичных документов на традиционных и элект­ронных носителях как результата аналитико-синтетической переработки информации.

Задачи урока:

1. Рассмотреть понятия «анализ информации» и «синтез информации»;

2. Ознакомить с понятием «аналитико-синтетическая переработка ин­формации»;

3. Дать представление о вторичном документе и его видах на примере ключевых слов и библиографических описаний;

4. Ознакомить учащихся с процессом свертывания и развертывания ин­формации.

Место проведения занятия: класс или школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Терминологический словарь по курсу.

5. Презентация Power Point.

6. Раздаточные материалы: листки бумаги со словами, разделенными на буквы.

 

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (5 минут)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое документы и какие они бывают. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим, что такое «вторичные документы».

Но вначале давайте поговорим о вашем домашнем задании. На прошлом занятии я вам предложила дома написать инструкции по выполнению че­го-либо. Может, кому-то из вас помогали родители. Кто хочет прочитать свою инструкцию?

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Теоретическая часть урока (3 минуты)

На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что вторичный доку­мент — это документ, являющийся результатом переработки информации, содержащейся в первичных документах.

Такая переработка информации называется аналитико-синтетической.

Давайте рассмотрим, что такое анализ и синтез. Что мы видим на экра­не? *СЛАЙД* Мы видим яблоки. Их разделяют на части, каждую дольку изучают и вырезают лишнее, то есть производят анализ.

Анализ — это разложение объекта на части с последующим изучением каждой из них.

После того, как мы проанализировали яблоки, у нас остались готовые к употреблению части. Что мы видим на следующем слайде? *СЛАЙД* Яб­лочное варенье. Мы разложили наши яблоки на части, удалили лишнее и сделали из них новый продукт — варенье.

Синтез — это соединение отобранных в ходе анализа частей в новый цельный объект.

Переработка первичного документа во вторичный называется аналитико - синтетической.

Практические действия (10 минут)

А теперь давайте поиграем в анализ и синтез. Я раздам вам на каждый стол по одному конвертику. В конверте вы найдете напечатанные на цвет­ной бумаге слова. Промежуток между каждой буквой слова надрезан, что­бы вам было легко отделять буквы друг от друга. Внимательно изучите сло­ва и запомните их. Проанализируйте каждое слово: из каких слогов оно состоит. Первое слово — «карандаш». Назовите его слоги. Правильно, ка, ран, даш. Отделите эти слоги друг от друга. Так же поступите с оставшими­ся словами.

Какие слоги у слова «собака»? Со, ба, ка. А у слова «рокот»? Ро, кот.

Как будет называться процедура, которую мы проделали? Анализ.

Теперь займемся синтезом. Перед вами расположены отдельные слоги. Составьте из них новые слова. Какие слова у вас получились?

«Сорока», «баран», «кот». Молодцы! Вы только что проанализировали первичные документы и синтезировали из них что-то новое — вторичные документы.

А остались ли у вас слоги, из которых не получилось составить ни одно­го слова? Остались: «ка» и «даш». В научном анализе и синтезе тоже может оставаться невостребованная информация, лишняя, избыточная. Это мо­гут быть предлоги, союзы, слова, не несущие особой смысловой нагрузки.

Теоретическая часть урока (10 минут)

Давайте посмотрим на экран. Что вы тут видите? *СЛАЙД *

Мясорубку. Но наша мясорубка немного необычная, она двойная. Мы привыкли в мясорубке перерабатывать продукты. А в этой мясорубке пере­рабатываются книги, газеты, журналы и другие документы. Кто скажет, как они называются? Правильно, первичные. Перерабатывая первичные доку­менты, мы отсеиваем лишнее и получаем вторичные документы. Из второй же части мясорубки отсеивается мусор — лишняя избыточная информа­ция. Такой процесс называется аналитико-синтетической переработкой

информации. Дадим определение этому процессу, посмотрите в ваших словарях:

Аналитико-синтетическая переработка информации — это преобразо­вание первичных документов в процессе их анализа и извлечения необхо­димой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и предс­тавление информации в свернутом кратком виде. Результатом аналтико-синтетической переработки информации является вторичный до­кумент: библиографическое описание, аннотация, реферат. Например, аннотация на рассказ А.П. Чехова «Каштанка»: Маленькая рыжая со­бачка Каштанка, похожая мордочкой на лисичку, жила не очень хорошей жизнью. Однажды она даже попала к другому хозяину, сменила имя на Тетку и готовилась выступать в цирке. Но вновь услышав родной голос, не сомневаясь ни секунды, вернулась к прежнему хозяину.

 

Как вы думаете, что вылетает из той части мясорубки, где образуются пе­реработанные вторичные документы? Карточки и полоски бумаги. Давайте прочтем, что написано, например, на этой полоске. «Стая», «джунгли», «человеческий детеныш». В какой книге встречаются эти слова, как вы ду­маете? Правильно, «Маугли» Р. Киплинга. По этим словам можно судить, о чем эта книга. Называются такие слова «ключевыми».

Давайте посмотрим на экран. *СЛАЙД* Вы видите замок, который сос­тоит из слов, расположенных беспорядочно. Если к этому замку подобрать ключевое слово, смысл текста сразу станет понятным. *СЛАИД* Давайте я вам прочитаю его.

Я потребовал, чтобы мне немедленно дали ключ отпереть замок. Я вставил ключ и хотел его повернуть, но не тут-то было. Ключ не поворачивался. Стало яс­но, что надомной смеются. Крючок спросил, не сумею ли я написать правильно сло­ва: «замочек» и «ключик». Если сумею, ключ тут же отопрет замок. Если в роди­тельном падеже слова в суффиксе выпадает гласная, то пишется ЧЕК, а если не выпадает — пишется ЧИК. Я крупными буквами смело написал на доске: «ЗАМО­ЧЕК, КЛЮЧИК». Потом легко повернул ключ в замке, и ворота распахнулись.

[Гераскина, JI. Б. В стране невыученных уроков [Текст] / JI. Б. Гераскина. - М.: Самовар, 2008. - 136 с.]

Красным отмечены слова, которые являются «ключевыми» в этом текс­те, т.е. отражающие основной смысл текста.

Таким образом, ключевое слово — это слово или словосочетание, несущее наибольшую смысловую нагрузку в тексте. С помощью ключевых слов можно в сжатом виде передать основной смыл текста. Например: по ключевым словам «лес, елочка, родилась, зима» можно понять, что речь идет о песне «В лесу родилась елочка».

Практические действия (7 минут)

Но ключевые слова можно найти не только в письменном тексте, но и в медиатексте, например, в мультфильме «Смешарики: телеграф». (Смешарики: Телеграф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=B6qZlPXe_a4] Давайте его посмотрим. Какие ключевые слова мы можем выделить из него? Верно Телеграф», «общение», «расстояние», «друзья», «поход», «гости».

Теоретическая часть урока (7 минут)

Давайте вернемся к нашей мясорубке. *СЛАИД*

Во вторичных доку­ментах, кроме полосок со словами, вы видите карточки. Они называются каталожными карточками. Вот так выглядит карточка в библиотеке. (Про­водится демонстрация карточки). А текст, напечатанный на ней, называет­ся библиографическим описанием. Библиографическое описание включа­ет в себя фамилию автора книги, ее название, город, в котором она издана, и год издания. Более подробно об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

Кроме составления ключевых слов и библиографического описания, су­ществуют и многие другие виды аналитико-синтетическон переработки информации. Все они в разной мере сокращают объем первичного доку­мента, сохраняя его смысл.

Аналитико-синтетическая переработка информации сопровождается ее свертыванием.

Давайте посмотрим на экран. *СЛАЙД* Что вы видите Веер. Но веер необычный. На нем написана сказка, хорошо знакомая вам с самого ранне­го детства. Называется она «Репка». Давайте ее прочитаем

Жили — были дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жу чка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли та­щить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Позва­ла бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внуч­ка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не мо­гут. Кликнула Жучка кошку. Муська за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внуч­ку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — выта­щили репку.

Репка [Текст]. — М.: Росмэн-Пресс, 2010. — 8 с.

Теперь давайте посмотрим, как можно ее свернуть, сохранив ее суть.

*СЛАЙД-часть 1*

*СЛАЙД-часть 2*

Жили — были дед с бабкой да внучкой. Посадил как-то дед репку. Стал дед репку из земли тащить. Позвал дед на помощь бабку. Позвала бабка внучку. Кликнула внучка Жучку. Кликнула Жучка кошку. Кликнула Муська мышку — вытащили репку.

*СЛАЙД*

Таким образом, свертывание информации — это процесс сокращения текста с сохранением его смысла. Свернуть информацию — это значит сделать текст короче, но не потерять при этом основной смысл. Напри­мер, ответ на вопрос «о чем говорится в тексте» или краткий пересказ текста — это примеры свертывания информации. Свертывание проти­воположно по своему назначению развёртыванию информации.

Обратный процесс — развертывание информации по сжатому содержа­нию. *СЛАЙД*

Развертывание информации — это процесс детализации основной мыс­ли, идеи, темы, за счет подробного описания явления, факта, события и др. Развернуть информацию — это значит полно и детально передать содержание текста. Например, на основе плана составить рассказ, на­писать сочинение. Развертывание противоположно по своему назначе­нию свертыванию информации.

Подведение итогов урока (3 минуты)

Таким образом, мы сегодня с вами рассмотрели более подробно, что та­кое «вторичный документ». Узнали, что он получается в процессе аналитико- синтетической переработки информации. Один из способов ее перера­ботки — это выделение «ключевых слов». Увидели, что аналитико-

синтетическая переработка информации сопровождается ее свертыванием. Узна­ли, что есть и обратный процесс — развертывание информации по ключе­вым словам.

Домашнее задание

Разверните информацию по ключевым словам: «кошка», «собака», «ры­ба», «река» так, чтобы у вас получился связный текст. Напишите сочинение на 5-6 предложений и озаглавьте его.

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 314 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz