Четверг, 16.05.2024, 01:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 5.

 

Цель урока: знакомство с районной детской библиотекой и ее подразде­лениями.

Задачи урока:

1. Ознакомить с подразделениями библиотеки, изучить назначение каж­дого из них;

2. Рассмотреть назначение читательского билета, читательского форму­ляра, книжного формуляра;

3. Дать представление о видах библиотечных каталогов;

4. Рассмотреть библиографическое описание как «паспорт документа»

Место проведения занятия: районная детская библиотека.

Ход урока

Организационная часть урока (5 минут)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наше занятие будет проходить в непривычном для вас месте —районной детской библиотеке. Кто из вас уже был здесь? Поднимите руки. Мы сюда пришли для того, чтобы более подробно ознакомиться с назначе­нием и правилами пользования библиотекой.

  • сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вы должны были по ключевым словам «кошка», «собака», «рыба», «река», развернуть информа­цию, составив рассказ. Давайте посмотрим результаты выполнения домаш­него задания.

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Итак, вы выступили в роли писателей, написав собственное маленькое произведение, которое вы, возможно, будете хранить в своих тетрадях. Все, что написано в мире другими писателями, может храниться в библиотеке для того, чтобы это могли прочесть другие.

Теоретическая часть урока (20 минут)

Ребята, как вы считаете, что такое библиотека? Зачем она нужна?

Библиотека (греч. bibliotheke, от biblion — книга и theke — хранили­ще) — это учреждение, которое собирает, хранит и выдает во вре­менное пользование книги, газеты, журналы и электронные докумен­ты. Например, школьная библиотека, детская библиотека, научная библиотека.

Первая библиотека появилась на Руси во времена правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054), прозванного впос­ледствии Мудрым. Обучать грамоте впервые стали в библиотеках и только позже возникли школы.

Библиотека является хранилищем традиционных источников информа­ции. Давайте вспомним, что относится к традиционным источникам ин­формации? Правильно, книги, журналы, газеты. Но в современной библи­отеке есть и электронные источники информации.

Для того, чтобы стать читателем, нужно «записаться» в библиотеку. Кто из вас уже записан в этой библиотеке? Скажите, что необходимо сде­лать, чтобы записаться в библиотеку? Как называется документ, который заполняют на вас при записи в нее? Правильно, для этого нужен особый документ, который называется «читательский формуляр». В него будут записаны ваша фамилия, имя, дата рождения, домашний адрес, телефон, номер школы, в которой вы учитесь. В ваш формуляр будут записываться данные о книгах, которыми вы будете пользоваться. При записи в библи­отеку вам выдадут читательский билет, по которому вы как по пропуску будете посещать библиотеку, брать книги, как на дом, так и для работы в читальном зале.

А теперь давайте познакомимся с устройством библиотеки. В каждой библиотеке имеется абонемент.

Абонемент библиотеки — это подразделение библиотеки, осуществляю­щее выдачу книг на дом.

Здесь есть стеллажи с книгами. Вы можете сами выбрать интересную для вас книгу, или попросить библиотекаря помочь вам. Теперь открой­те любую книгу на первой странице. Вы видите приклеенный к ней кон­вертик, в котором лежит книжный формуляр. На нем написаны сведения о книге: автор, название, год и место издания. Библиотекарь записывает в книжном формуляре дату, когда вы взяли книгу на дом, и число, до ко­торого ее нужно вернуть, и вкладывает его в ваш читательский формуляр. Если вы не успеваете прочитать книгу в обозначенный срок, то его мож­но продлить, придя в библиотеку или позвонив библиотекарю по телефо­ну, указанному на ваших читательских билетах. Если вы не вернете кни­гу и не продлите срок, то можете быть наказаны, т.е. можете получить штраф.

Необходимо соблюдать правила пользования библиотечной книгой:

  • обращаться с книгой аккуратно;
  • нельзя загибать страницы в книге;
  • в книге нельзя делать пометки ручкой или рисовать;
  • нельзя вырывать страницы.

Как вы думаете, почему эти правила возникли и почему их надо соблю­дать?

Не все книги можно брать на дом. Особо ценные и редкие книги, кото­рые имеются в библиотеке в единственном экземпляре, можно читать, только не выходя из библиотеки. Для этого существует читальный зал.

Читальный зал библиотеки — это специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки. В отличие от абоне­мента документы из читального зала не выдаются на дом.

В читальном зале также нужно выполнять определенные правила:

  • необходимо соблюдать тишину: нельзя громко разговаривать, смеять­ся;
  • нельзя выносить книги из читального зала;
  • нельзя заниматься в читальном зале посторонними делами;
  • нужно обязательно возвращать взятые с полок книги на прежнее мес­то, или положить на стол библиотекарю.

Как вы считаете, почему мы должны соблюдать эти правила?

В читальном зале часто бывают представлены книжные выставки и вы­делены книжные полки для того, чтобы читатель мог подробно ознако­миться с этой литературой. Книжные выставки, как правило, составляются по определенной тематике или приурочены к какому-то событию: полет человека в космос, юбилей какого-либо писателя и др.

Для того, чтобы быстро найти нужную книгу, существуют библиотечные каталоги. Библиотечный каталог — это совокупность библиографических описа­ний печатных и электронных документов (книг, газет, журналов), име­ющихся в библиотеке, расположенных в определенном порядке (алфа­витном или систематическом). Библиотечный каталог может быть представлен в виде множества каталожных карточек или в электрон­ной форме.

Библиотечный каталог состоит из ящичков с каталожными карточками. На прошлых занятиях мы уже немного разбирали их назначение.

Работать с каталогом можно самостоятельно, даже не обращаясь за по­мощью к библиотекарю. Наоборот, самостоятельно разыскав нужную кни­гу в каталоге, вы облегчите работу библиотекарю и сможете быстрее полу­чить эту книгу. Ни один библиотекарь не может помнить все книги, кото­рые есть в библиотеке. Вы не получите желаемое, если будете просить «дай­те мне красненькую толстую книгу с синими буквами». Вы должны четко знать ее автора и название. Памятью библиотеки является каталог. Как вы думаете, сколько хранится книг в этой библиотеке? 90 тысяч экземпляров.

Каталоги бывают алфавитные и систематические. На последующих за­нятиях мы более подробно разберем с вами, как они устроены, и как ими пользоваться. Давайте мы сегодня бегло познакомимся с алфавитным ката­логом. Здесь все каталожные карточки расположены по алфавиту, что об­легчает поиск. Все помнят алфавит? Вы можете искать по первой букве фа­милии автора.

Практические действия (10 минут)

Давайте разделимся с вами на 5 групп. Каждая группа получит листок, в котором будут указаны авторы и названия книг, которые вы должны буде­те найти в каталоге. Я засекаю время, какая группа быстрее справится — те победители.

1 группа 1. А.И. Куприн. Белый пудель, 1990 г.

2. А.И. Мошковский. Заблудившийся звездолет: семь дней чудес, 1984 г.

3. Е.А. Яковлева. Буси и клоун, 2000 г.

2 группа 1. А.П. Чехов. Ванька, 1990 г.

2. Э.Н. Успенский. Все Простоквашино: сказочные повести и веселые истории, 2007 г.

3. Д.А. Стояновский. Когда еще не было колеса, 1999 г.

3 группа 1. В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы, 2000 г.

2. Д. Дефо. Робинзон Крузо, 1985 г.

3. Д. Бернс. Сокровища Дедушки Кирка 2003 г.

4 группа 1. М. Твен. Принц и нищий, 1993 г.

2. Л.H. Толстой. Как гуси Рим спасли, 1984 г.

3. А.В. Серавин. Маленький Солдат, 1995 г.

5 группа 1. В.И. Кава. Так пахла тишина, 1978 г.

2. А.П. Гайдар. Тимур и его команда, 1981 г.

3. В.Н. Васильев. Сто секретов и одна тайна, 2001 г.

Теоретическая часть (5 минут)

  • каждой современной библиотеке существует и электронный каталог, который позволяет найти нужную книгу. Он расположен на компьютерах в компьютерном зале. Обычно можно получить доступ к электронному ката­логу дома через Интернет, зайдя на сайт библиотеки.

Подведение итогов (5 минут)

Мы сегодня познакомились с городской детской библиотекой, увидели, как она устроена. Узнали, что такое абонемент, что делают в читальном за­ле, для чего нужны библиотечные каталоги. А теперь давайте сравним, чем отличается эта библиотека от хорошо знакомой вам школьной библиотеки?

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz