Цель урока: знакомство с районной детской библиотекой и ее подразделениями.
Задачи урока:
1. Ознакомить с подразделениями библиотеки, изучить назначение каждого из них;
2. Рассмотреть назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра;
3. Дать представление о видах библиотечных каталогов;
4. Рассмотреть библиографическое описание как «паспорт документа»
Место проведения занятия: районная детская библиотека.
Ход урока
Организационная часть урока (5 минут)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня наше занятие будет проходить в непривычном для вас месте —районной детской библиотеке. Кто из вас уже был здесь? Поднимите руки. Мы сюда пришли для того, чтобы более подробно ознакомиться с назначением и правилами пользования библиотекой.
- сначала мы проверим ваше домашнее задание. Вы должны были по ключевым словам «кошка», «собака», «рыба», «река», развернуть информацию, составив рассказ. Давайте посмотрим результаты выполнения домашнего задания.
Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Итак, вы выступили в роли писателей, написав собственное маленькое произведение, которое вы, возможно, будете хранить в своих тетрадях. Все, что написано в мире другими писателями, может храниться в библиотеке для того, чтобы это могли прочесть другие.
Теоретическая часть урока (20 минут)
Ребята, как вы считаете, что такое библиотека? Зачем она нужна?
Библиотека (греч. bibliotheke, от biblion — книга и theke — хранилище) — это учреждение, которое собирает, хранит и выдает во временное пользование книги, газеты, журналы и электронные документы. Например, школьная библиотека, детская библиотека, научная библиотека.
Первая библиотека появилась на Руси во времена правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054), прозванного впоследствии Мудрым. Обучать грамоте впервые стали в библиотеках и только позже возникли школы.
Библиотека является хранилищем традиционных источников информации. Давайте вспомним, что относится к традиционным источникам информации? Правильно, книги, журналы, газеты. Но в современной библиотеке есть и электронные источники информации.
Для того, чтобы стать читателем, нужно «записаться» в библиотеку. Кто из вас уже записан в этой библиотеке? Скажите, что необходимо сделать, чтобы записаться в библиотеку? Как называется документ, который заполняют на вас при записи в нее? Правильно, для этого нужен особый документ, который называется «читательский формуляр». В него будут записаны ваша фамилия, имя, дата рождения, домашний адрес, телефон, номер школы, в которой вы учитесь. В ваш формуляр будут записываться данные о книгах, которыми вы будете пользоваться. При записи в библиотеку вам выдадут читательский билет, по которому вы как по пропуску будете посещать библиотеку, брать книги, как на дом, так и для работы в читальном зале.
А теперь давайте познакомимся с устройством библиотеки. В каждой библиотеке имеется абонемент.
Абонемент библиотеки — это подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу книг на дом.
Здесь есть стеллажи с книгами. Вы можете сами выбрать интересную для вас книгу, или попросить библиотекаря помочь вам. Теперь откройте любую книгу на первой странице. Вы видите приклеенный к ней конвертик, в котором лежит книжный формуляр. На нем написаны сведения о книге: автор, название, год и место издания. Библиотекарь записывает в книжном формуляре дату, когда вы взяли книгу на дом, и число, до которого ее нужно вернуть, и вкладывает его в ваш читательский формуляр. Если вы не успеваете прочитать книгу в обозначенный срок, то его можно продлить, придя в библиотеку или позвонив библиотекарю по телефону, указанному на ваших читательских билетах. Если вы не вернете книгу и не продлите срок, то можете быть наказаны, т.е. можете получить штраф.
Необходимо соблюдать правила пользования библиотечной книгой:
- обращаться с книгой аккуратно;
- нельзя загибать страницы в книге;
- в книге нельзя делать пометки ручкой или рисовать;
- нельзя вырывать страницы.
Как вы думаете, почему эти правила возникли и почему их надо соблюдать?
Не все книги можно брать на дом. Особо ценные и редкие книги, которые имеются в библиотеке в единственном экземпляре, можно читать, только не выходя из библиотеки. Для этого существует читальный зал.
Читальный зал библиотеки — это специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки. В отличие от абонемента документы из читального зала не выдаются на дом.
В читальном зале также нужно выполнять определенные правила:
- необходимо соблюдать тишину: нельзя громко разговаривать, смеяться;
- нельзя выносить книги из читального зала;
- нельзя заниматься в читальном зале посторонними делами;
- нужно обязательно возвращать взятые с полок книги на прежнее место, или положить на стол библиотекарю.
Как вы считаете, почему мы должны соблюдать эти правила?
В читальном зале часто бывают представлены книжные выставки и выделены книжные полки для того, чтобы читатель мог подробно ознакомиться с этой литературой. Книжные выставки, как правило, составляются по определенной тематике или приурочены к какому-то событию: полет человека в космос, юбилей какого-либо писателя и др.
Для того, чтобы быстро найти нужную книгу, существуют библиотечные каталоги. Библиотечный каталог — это совокупность библиографических описаний печатных и электронных документов (книг, газет, журналов), имеющихся в библиотеке, расположенных в определенном порядке (алфавитном или систематическом). Библиотечный каталог может быть представлен в виде множества каталожных карточек или в электронной форме.
Библиотечный каталог состоит из ящичков с каталожными карточками. На прошлых занятиях мы уже немного разбирали их назначение.
Работать с каталогом можно самостоятельно, даже не обращаясь за помощью к библиотекарю. Наоборот, самостоятельно разыскав нужную книгу в каталоге, вы облегчите работу библиотекарю и сможете быстрее получить эту книгу. Ни один библиотекарь не может помнить все книги, которые есть в библиотеке. Вы не получите желаемое, если будете просить «дайте мне красненькую толстую книгу с синими буквами». Вы должны четко знать ее автора и название. Памятью библиотеки является каталог. Как вы думаете, сколько хранится книг в этой библиотеке? 90 тысяч экземпляров.
Каталоги бывают алфавитные и систематические. На последующих занятиях мы более подробно разберем с вами, как они устроены, и как ими пользоваться. Давайте мы сегодня бегло познакомимся с алфавитным каталогом. Здесь все каталожные карточки расположены по алфавиту, что облегчает поиск. Все помнят алфавит? Вы можете искать по первой букве фамилии автора.
Практические действия (10 минут)
Давайте разделимся с вами на 5 групп. Каждая группа получит листок, в котором будут указаны авторы и названия книг, которые вы должны будете найти в каталоге. Я засекаю время, какая группа быстрее справится — те победители.
1 группа 1. А.И. Куприн. Белый пудель, 1990 г.
2. А.И. Мошковский. Заблудившийся звездолет: семь дней чудес, 1984 г.
3. Е.А. Яковлева. Буси и клоун, 2000 г.
2 группа 1. А.П. Чехов. Ванька, 1990 г.
2. Э.Н. Успенский. Все Простоквашино: сказочные повести и веселые истории, 2007 г.
3. Д.А. Стояновский. Когда еще не было колеса, 1999 г.
3 группа 1. В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы, 2000 г.
2. Д. Дефо. Робинзон Крузо, 1985 г.
3. Д. Бернс. Сокровища Дедушки Кирка 2003 г.
4 группа 1. М. Твен. Принц и нищий, 1993 г.
2. Л.H. Толстой. Как гуси Рим спасли, 1984 г.
3. А.В. Серавин. Маленький Солдат, 1995 г.
5 группа 1. В.И. Кава. Так пахла тишина, 1978 г.
2. А.П. Гайдар. Тимур и его команда, 1981 г.
3. В.Н. Васильев. Сто секретов и одна тайна, 2001 г.
Теоретическая часть (5 минут)
- каждой современной библиотеке существует и электронный каталог, который позволяет найти нужную книгу. Он расположен на компьютерах в компьютерном зале. Обычно можно получить доступ к электронному каталогу дома через Интернет, зайдя на сайт библиотеки.
Подведение итогов (5 минут)
Мы сегодня познакомились с городской детской библиотекой, увидели, как она устроена. Узнали, что такое абонемент, что делают в читальном зале, для чего нужны библиотечные каталоги. А теперь давайте сравним, чем отличается эта библиотека от хорошо знакомой вам школьной библиотеки?
|