Понедельник, 29.04.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 6.

 

Цель урока: освоение принципов безопасной работы в Интернете.

Задачи урока:

      1. Изучить понятия «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая систе­ма»;
      2. Дать представление о назначении Интернета;
      3. Ознакомить с правилами безопасности работы в Интернете;
      4. Рассмотреть алгоритм поиска информации в поисковой системе на основе ключевых слов.

Место проведения занятия: учебный класс или школьная библиотека. Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

        1. Компьютер;
        2. Проектор;
        3. Экран;
        4. Терминологический словарь по курсу;
        5. Презентация Power Point;

Ход урока.

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы с вами совершили экскурсию по районной детс­кой библиотеке. Мы узнали, что в библиотеке можно находить нужную нам информацию. Увидели, как она устроена, зачем нужны читальный зал и абонемент. Узнали, что такое каталоги.

Теоретическая часть урока (23 минуты)

Сегодня мы с вами узнаем еще об одном источнике информации. Это Интернет. Поднимите руки, у кого из вас есть дома выход в Интернет? А кто уже выходил в него и искал какую-то информацию? А что вообще такое «Интернет»?

Интернет еще часто называют «Всемирной Паутиной». Посмотрите на экран, что вы видите? *СЛАЙД* Множество компьютеров, расположенных на разных континентах Земного шара, связанные друг с другом нитями па­утины.

Интернет — всемирная сеть компьютеров, связанных друг с другом с по­мощью специальных электронных адресов.

А кто из вас знает, что такое веб-сайт? *СЛАЙД* Посмотрите в свои сло­вари.

Веб-сайт (от англ. web — «паутина, сеть» и site — «место») совокуп­ность веб-страниц, объединенных в одно целое общей тематикой, оформлением и электронным адресом. Например, веб-сайт Российской государственной детской библиотеки: http://www.rgdb.ru/, детский сайт «Ребзики»: http://rebzi.ru

Более сложный сайт называется порталом. Посмотрите на экран. *СЛАЙД* Что вы там видите? Ворота, открывающие вход «на территорию» портала. За ним следует разветвленная тропинка, которая может привести пользователя к отдельным страницам, предназначенным специально толь­ко для его круга нужд и интересов. То есть если вы ученик, то вы по этой тропинке сможете найти нужную для вас учебную, справочную и развлека­тельную информацию. Если вы родитель, то пройдя по другой тропинке, вы сможете увидеть успеваемость своих детей, советы по воспитанию. Если вы учитель, по третьей тропинке вы сможете найти учебную программу предметов, методические указания.

Портал (portal от лат. porta — ворота) — это крупномасштабный электронный информационный ресурс по какой-либо теме, разделенный на отдельные части, предназначенные для разных пользователей. Пор­тал отличается наличием развитых средств навигации и поиска, обес­печивающих различные виды услуг для пользователей.

Как вы считаете, для чего мы можем использовать Интернет? Я сейчас вам раздам листки с адресами сайтов, которые могут быть полезными вам для учебы * СЛАЙД*.

Например, вам нужно написать реферат на тему «Животный и расти­тельный мир Кузбасса». В Интернете можно получить дополнительные сведения, как по предметам школьной программы, так и сверх нее. Зайти в Интернет и найти сведения проще, чем пойти в библиотеку, но далеко не всегда в нем есть все, что есть в библиотеке.

Для получения справочных сведений *СЛАЙД*

Например, в Интернете вы можете узнать расписание автобусов своего города, репертуар театров и кинотеатров. Маршрут путешествия в другую страну. Кулинарные рецепты. Как починить компьютер. И множество дру­гих сведений. Существуют Интернет — словари и энциклопедии. Напри­мер, мы видим на слайде сайт детской энциклопедии «Познайка», видим сайт про животных «Animal world».

Для самовыражения *СЛАЙД*

Существуют сайты, на которые вы можете выложить результаты своего творчества, чтобы показать их всему миру. Например, на сайте «Караоке», если у вас есть микрофон, вы можете записать песню в своем исполнении и выложить на всеобщее обозрение. А на сайте «Твиди» вы можете создать собственную Интернет-страничку, где сможете размещать свои стихи, рас­сказы, рисунки и получить на них отзывы других пользователей сайта.

Для общения *СЛАЙД*

На любом из представленных сайтов вы можете завести себе друзей, об­мениваться с ними сообщениями, делиться любимыми играми и музыкой.

Для развлечения *СЛАЙД*

На этих сайтах вы можете поиграть в интересные занимательные игры, посмотреть мультфильмы и познавательные передачи, научиться поделкам из разных материалов.

Для скачивания различных программ, музыки, видеороликов *СЛАЙД*

В Интернете существует огромное количество разных программ, музы­кальных треков, фильмов, компьютерных игр. Но не всегда бывает безо­пасно их скачивать. Существует лицензионная и так называемая «пиратс­кая» продукция. Лицензионная продукция всегда отличается хорошим ка­чеством, но распространяется чаще всего за деньги. Пиратские ресурсы привлекают тем, что они бесплатны, но у них, как правило, плохое качест­во, и их использование и распространение наказывается законом. Некото­рые фирмы, музыкальные группы, киностудии позволяют бесплатно ска­чивать свои произведения и сообщают об этом на официальных сайтах. Существуют также «условно бесплатные» программы, но они только кажутся такими. Эти программы либо предоставляются только на ограниченный срок (например, 1 месяц), либо с «урезанными» функциями (например, в программе для рисования можно бесплатно рисовать, но нельзя сохранять свои рисунки), либо, чаще всего, носят в себе вирусы, которые незаметно проникают в ваш компьютер и могут испортить его. Поэтому необходимо соблюдать правила безопасности работы в Интернете.

 

А теперь давайте посмотрим видеоролик про то, как безопасно работать в Интернете [Учебное видео: Развлечения и безопасность в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nachalka.com/ node/9501.

Таким образом, что мы узнали из видеоролика?

Сейчас я раздам каждому из вас памятку. Вклейте ее в свои тетради.

Памятка по безопасности при работе в Интернете

1. Береги свою личную информацию. Не разглашай такие личные данные, как имя, фамилия, номер школы, возраст, домашний адрес или номер теле­фона. При регистрации на сайте пользуйся псевдонимом (придуманным именем вместо настоящего, например не «Маша Сидорова», а «Лучик») Держи в тайне свои пароли и никому не сообщай их, кроме родителей, даже друзьям и знакомым. Выбери пароль, о котором никто не сможет догадать­ся. Например не «123456» и не «Sidorova», a «sldORoV4». Прежде, чем раз­местить свои фотографии и фотографии членов своей семьи, видео, резуль­таты своего творчества, переписку в Интернете, подумай, не может ли эта информация быть использована против тебя. Посоветуйся с родителями.

2. Не доверяй информации из Интернета. Относись к любой информации, поступающей из Интернета, осторожно. Она может оказаться недостовер­ной, и всегда будет полезно проверить это. Узнай об авторах сайта: зайди в раздел "О нас" или нажми на похожие ссылки на странице. Узнай, кто раз­местил информацию. Если источник надежный, например, университет, то, вполне возможно, что информации на сайте можно доверять.

3. Не терпи агрессию, оскорбления Интернет-собеседника в свой адрес. Блокируй или не отвечай тем, кто тебя унижает. Расскажи об этом взрос­лым или пожалуйся на обидчика администратору сайта. Будь вежлив сам с другими пользователями. За грубое и оскорбительное поведение тебя могут заблокировать или исключить из сообщества.

4. Будь осторожен с новыми Интернет — знакомствами. Будь осторожен с новыми для тебя людьми, которых ты встречаешь в сети, даже если они ка­жутся дружелюбными. Помни, что твой собеседник скрывается под вы­мышленным именем и может быть совершенно не тем, за кого он себя вы­дает. Если ты решил встретиться с человеком, с которым общался только в Интернете, назначь встречу в общественном месте, приведи с собой роди­телей.

5. Скачивай файлы и программы только из достоверных источников. Не

следует доверять ссылкам в письмах и сообщениях от неизвестных вам лю­дей. Это может быть небезопасно, поскольку сообщение может быть отп­равлено хулиганами или мошенниками. Не рекомендуется скачивать прис­ланные вам незнакомыми людьми файлы, они могут носить в себе вирусы. Скачивай файлы и программы только из достоверных источников. Убедись в том, что твой компьютер защищен антивирусной программой, и она пос­тоянно обновляется. Ты можешь скачать и установить антивирус бесплат­но с этого сайта: http://www.avast.com

6. Остерегайся обманщиков. Предложение получить какую-либо инфор­мацию за отправку смс-сообщения по предложенному номеру может быть обманом, и вместо предоставления обещанной информации с твоего сото­вого телефона снимут очень большую сумму денег. Опасайся звонить по предложенным на сайте номерам телефонов или вводить свой номер теле­фона в форму на сайте, уверения, что это бесплатно, могут быть обманом.

7. Используй защищенную поисковую систему. Для поиска информации в Интернете используй поисковую систему http.У/familv.yandex.ru. она заве­домо не выдает по запросу адреса опасных и непроверенных сайтов.

Для того, чтобы в Интернете самостоятельно найти какую-либо инфор­мацию, нужно обратиться к поисковой системе. *СЛАЙД* Давайте пос­мотрим в ваших словарях, что такое «поисковая система».

Поисковая система — это сайт, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам.

В Интернете существует множество поисковых систем. Отличаются они объемом, достоверностью и соответствием задаваемому запросу. То есть одни поисковые системы на один и тот же запрос выдают большее или меньшее количество сайтов, чем другие; некоторые выдают по запросу не­достаточно проверенную информацию или совершенно не то, что от них ожидал пользователь. Мы с вами познакомимся с одной из самых безопас­ных для вас поисковых систем — «Яндекс-семейный поиск» (http://familv.vandex.ru/').

На одном из занятий мы с вами знакомились с тем, что такое «ключевое слово». Кто скажет, что это такое? Правильно, это наиболее важные слова в тексте. Прежде чем задавать поиск в системе, нужно отчетливо сформули­ровать тему поиска и выделить из нее ключевые слова. Например, вам нуж­но найти информацию о том, команда какой страны была чемпионом мира по футболу в 2006 году. Вы не вводите этот вопрос в полном объеме, так, как он родился у вас в голове, или вам его задал учитель. Вместо этого вы выделяете из него ключевые слова. В нашем случае это «команда», «чемпи­оны мира», «футбол», «2006 год». Их вы и вводите в нужное поле поисковой системы через пробелы. Поисковой системе не важно, вводите вы запрос с заглавной буквы или с прописной, результат будет одинаковый.

Практические действия (15 минут)

Теперь давайте сядем за компьютеры и попробуем найти в Интернете какую-нибудь информацию, воспользовавшись поисковой системой. Отк­ройте программу-обозреватель Интернета. Подробно ее устройство и виды вы будете изучать на уроках информатики. Давайте введем в адресную строку адрес «http://family.yandex.ru/» Вы видите перед собой главную страницу «Яндекса». Поисковый запрос в виде ключевых слов вводится в выделенную желтым цветом строку. Давайте найдем, кто же был чемпио­ном мира по футболу в 2006 году. Правильно, Италия.

А теперь давайте найдем официальный сайт телевизионной развлекательно - познавательной программы «Галилео». Что мы должны ввести в поисковую строку? Правильно, туда достаточно ввести ключевые слова «теле­передача» и «Галилео». Первая же ссылка, которую выдала нам поисковая система, ведет на официальный сайт.

На сайте «Галилео» размещено множество выпусков этой телепередачи. Но нам с вами нужно найти одну конкретную, на тему «Интернет». Как мы можем это сделать, не пересматривая все сюжеты? Правильно, на этом сай­те, как и на других, существует поиск по разделам сайта. У сайта «Галилео» он расположен вверху, мы видим строку с надписью «Поиск по сайту». На­пишите в нее ключевое слово «Интернет». В результате поиска мы видим, что такого сюжета не существует, зато есть передача про веб-сайты. Давай­те откроем ее и посмотрим. [Официальный сайт телепередачи «Галилео» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.galileo- tv.ru/node/36821

Подведение итогов (5 минут)

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомились с тем, что такое «Интернет» и как им грамотно пользоваться, соблюдая правила безопас­ности. Узнали, как самим находить информацию в Интернете с помощью поисковых систем. Что нужно сделать, чтобы получить из поисковой сис­темы информацию по интересующему вас вопросу? Правильно, выделить из вашего вопроса ключевые слова.

Домашнее задание

Дома обсудите с вашими родителями выданную вам памятку по безопас­ности при работе в Интернете. Сформулируйте и запишите в тетради воз­никшие у вас вопросы. Мы рассмотрим их вместе на следующем занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Список полезных веб-сайтов по назначению

Для учебы

  • Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info
  • Сайт «Интернет Урок», коллекция видеоуроков по основным предме­там школьной программы, http://interneturok.ru

Для получения справочных и познавательных сведений

Для самовыражения

  • Детский сайт Твиди: http://tvidi.ru
  • Сайт «Караоке», раздел «Детские песни»:

http://www.karaoke.ru/catalog/songs_bv_ genre/11/

Для общения

 

Для развлечения

  1. Сайт для детей «Клепа»: http://klepa.ru
  2. Сайт про оригами: http://origama.ru
  3. Детский портал «Солнышко»: http://www.solnet.ee/
  4. Детский портал Теремок: http://www.teremoc.ru/
  5. Сайт телеканала для детей и юношества: http://www.karusel-tv.ru/
  6. Детский сайт «Смешарики»: http://www.smeshariki.ru/
  7. Детский портал «Смешарикин»: http://smesharikin.ru/
  8. Портал для детей, родителей и педагогов: http://pochemu4ka.ru/
  9. Сайт ежемесячного журнала для детей «Мурзилка»: http://www.murzil- ka.org/
  10. Детский портал «Играемся»: http://www.igraemsa.ru/
  11. Сайт журнала для детей младшего и среднего школьного возраста «Классный журнал»: http://www.classmag.ru

Детский портал «Остров Фантазий»: http://kids.bcm.ru/

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 272 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz