Цель урока: обучение адресному поиску с использованием алфавитного традиционного и электронного каталогов.
Задачи урока:
1. Ознакомить с понятием «адресный поиск»;
2. Рассмотреть понятие «алфавитный каталог» и его назначение;
3. Дать представление об особенностях и назначении электронного каталога;
4. Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм выполнения адресного поиска документа.
Место проведения занятия: школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
Компьютер;
Проектор;
Экран;
Терминологический словарь по курсу;
Презентация Power Point
Ход урока.
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (2 минуты)
Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии мы с вами изучали, что такое Интернет, а также рассматривали правила соблюдения информационной безопасности. Дома вам предлагалось обсудить с родителями выданный вам список правил и сформулировать появившиеся у вас вопросы. Давайте обсудим результаты выполнения домашнего задания. Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.
Ребята! На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели, что такое информация, какая она бывает, где она хранится. Сегодня мы узнаем, как ее найти. Нам предстоит узнать, какие виды поиска информации существуют. Сегодня мы познакомимся с адресным поиском информации.
Теоретическая часть урока (20 минут)
Что вы видите на экране? *СЛАЙД* Улицы и дома. В виде чего сделаны дома? Правильно, в виде книг. Давайте прочитаем, как называется ближайшая улица? Улица А.С. Пушкина. Вместо привычных номеров на наших домах написаны названия произведений этого автора. Одно произведение — один дом. Как называется дом, который расположен на переднем плане? «Сказки». Есть многоквартирные дома, в которых содержится несколько произведений. Например, «Сказки» А.С. Пушкина. Каждая квартира — это отдельная сказка. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Или на улице А.П. Гайдара дом «Рассказы»: каждый рассказ — квартира. Например, такая квартира — это рассказ «Военная тайна». А есть отдельные дома-коттеджи, где живет только одно произведение. Например, поэма «Руслан и Людмила». Кто ее написал? Правильно, Александр Сергеевич Пушкин.
Что еще мы видим на этом изображении? Двух маленьких человечков. Как вы думаете, что они делают? Они ищут нужную книгу. А чтобы найти эту нужную книгу, что они должны знать о ней? Своеобразный адрес: фамилию автора и название книги.
Такой поиск называется адресным.
Таким образом, адресный поиск — это поиск определенного документа, о котором известны данные, характеризующие его «адрес» — автор и название. Например, адресным является поиск по фамилии автора — Пушкин А.С. , Чехов А.П., и др., а также, если нет автора, по названию книги — «Словарь юного филолога», «Мифы Древней Греции».
А вы случайно не заметили одну особенность — как расположены дома- книги? Правильно, по алфавиту. Такое расположение книг, облегчает поиск.
В настоящей библиотеке, как вы уже знаете, книг гораздо больше. Для того, чтобы читателям в библиотеке было легче осуществлять адресный поиск, существует алфавитный каталог. В нем в алфавитном порядке по фамилиям авторов расположены каталожные карточки.
Давайте еще раз вспомним и посмотрим в ваших словарях, что такое каталожная карточка. *СЛАЙД*
Каталожная карточка — это специальная библиотечная карточка, где приводятся библиографические сведения о книге: автор, название, место и год издания, количество страниц.
Давайте посмотрим, как она выглядит. На ней указано библиографическое описание и библиотечный шифр, помогающий найти книгу. *СЛАЙД*
Библиографическое описание — библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам.
В ваших словарях под определением понятия «библиографическое описание» находится пример. Давайте его разберем. Мы видим в этом описании фамилию и инициалы автора — «Черный, С.», название книги — «Дневник фокса Микки», место издания (у нас это «М.» — «Москва»), через двоеточие — издательство, в котором была издана книга. У нас это ACT. Далее указан год издания. Последним указывается количество страниц. Составление библиографического описания выполняется именно в такой последовательности, и ни в какой другой.
Практические действия (10 минут)
А теперь давайте на минутку представим себя в роли библиотекарей и поиграем в составление библиографических описаний.
Я раздам вам на каждый стол по одному конвертику. В конверте вы найдете напечатанные на бумаге элементы библиографического описания.
Ваша задача — найти в Терминологическом словаре термин «Описание библиографическое». Затем, по образцу, приведенному в словаре, расположить разрозненные элементы в нужном порядке. Кто выполнит это первым, тот победит, и мы ему поаплодируем.
Полякова, А.В. Русский язык. — М.: Просвещение, 2005. — 140 с.
Лазарева, В.А. Литературное чтение. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2009. — 141 с.
Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Мы и окружающий мир. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. — 112 с.
Может быть, кто-то догадался, на какие книги мы составили библиографическое описание? Правильно, это учебники, по которым вы учитесь.
Умение правильно составлять библиографическое описание понадобится вам при оформлении списка литературы для реферата.
Давайте внимательно посмотрим, что еще есть на карточке, кроме библиографического описания? *СЛАЙД* Что на ней расположено в левом верхнем углу? Это библиотечный шифр. По нему библиотекарь узнает, в каком именно месте, на какой полке находится нужная вам книга. Поэтому, когда вы выписываете с карточки данные книги, нужно обязательно указывать и этот шифр.
*СЛАЙД*
Таким образом, алфавитный каталог — это библиотечный каталог, в котором библиографические описания документов располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или названий документов. Традиционный алфавитный каталог в библиотеке представлен в виде множества каталожных карточек.
Практические действия (10 минут)
Теперь я предлагаю вам, используя полученные знания, с помощью алфавитного каталога найти конкретные книги. Для начала давайте разделимся на группы. Пусть у нас будет по 4-5 человек в каждой группе. На каждую группу вы получите листок с указанием автора и названия книги, которую вам нужно будет найти. Устроим маленькое соревнование. Но прежде, кто скажет, как правильно работать с каталожными карточками? Верно, их нельзя вынимать из каталожных ящичков. Алгоритм этого задания следующий:
- Найти каталожную карточку с указанным в задании автором и названием книги;
- Дописать недостающие сведения из карточки к себе в листок (город издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге, библиотечный шифр);
- Подойти к библиотекарю, показать ему выписанные сведения и попросить выдать книгу.
Чья группа быстрее всех получит у библиотекаря нужную книгу, будет победителем и в награду получит аплодисменты. Список книг:
-
- Группа Гайдар, А.П. Чук и Гек: рассказы
- Группа Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы
- Группа Сотник, Ю.В. Как меня спасали
- Группа Твен, М. Приключения Тома Сойера
- Группа Седакова, О.А. Хрюнтик Мамунтик. Книга для детей, взрослых и котов.
Теперь давайте с вами обратим внимание на библиотечный шифр книги. Если вы заглянете в листочки другой группы, вы увидите, что шифры одинаковые — «84». Так в библиотеке обозначаются художественные книги. Если вам понадобится научно-популярная, учебная или справочная литература, то вы увидите, что в этих книгах шифр будет другим. Но более подробно мы это рассмотрим на другом занятии.
Точно так же можно найти книгу и по заглавию. Например, «Русские сказки» нужно искать на какую букву? На букву «Р».
Теоретическая часть урока (5 минут)
Алфавитный каталог может быть не только в традиционном виде, но и в электронном. Он может находиться на конкретном компьютере в библиотеке, в локальной сети и в Интернете. Поиск в электронном каталоге осуществляется даже гораздо проще. Нужно только его открыть, ввести в строку «автор» фамилию автора произведения, а в строку «Заглавие» — его название и нажать на кнопку «поиск». Компьютер сам отберет вам подходящие результаты, и вам останется только переписать фамилию автора, название произведения и библиотечный шифр на листочек и принести его библиотекарю.
Практические действия (5 минут)
Давайте сейчас найдем в электронном каталоге книгу Черного С. «Дневник фокса Микки». Кто-нибудь из вас читал эту книгу?
Подведение итогов урока (3 минуты)
Таким образом, на этом занятии мы с вами узнали, что такое адресный поиск, для чего нужен алфавитный каталог, как найти нужную книгу по фамилии автора и ее названию. Мы узнали, что алфавитный каталог может быть как в традиционном виде, так и в электронном.
Домашнее задание
Вам нужно зайти на сайт любой виртуальной детской библиотеки. На этом сайте нужно найти ссылку на электронный каталог и зайти в него. В каталоге вам требуется найти данные на следующие книги, запишите их библиографическое описание в своих тетрадях:
1. Чехов А.П. «Ванька».
2. Толстой Л.H. «Филиппок».
3. Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке».
|