Понедельник, 29.04.2024, 05:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 7

 

Цель урока: обучение адресному поиску с использованием алфавитного традиционного и электронного каталогов.

Задачи урока:

1. Ознакомить с понятием «адресный поиск»;

2. Рассмотреть понятие «алфавитный каталог» и его назначение;

3. Дать представление об особенностях и назначении электронного ката­лога;

4. Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм выполнения адресно­го поиска документа.

Место проведения занятия: школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

Компьютер;

Проектор;

Экран;

Терминологический словарь по курсу;

Презентация Power Point

Ход урока.

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (2 минуты)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами изучали, что такое Интернет, а также рассматривали правила соблюдения информационной безопасности. Дома вам предлагалось обсудить с родителями выданный вам список правил и сформулировать появившиеся у вас вопросы. Давайте обсудим результаты выполнения домашнего задания. Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашнего задания.

Ребята! На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели, что такое ин­формация, какая она бывает, где она хранится. Сегодня мы узнаем, как ее найти. Нам предстоит узнать, какие виды поиска информации существуют. Сегодня мы познакомимся с адресным поиском информации.

Теоретическая часть урока (20 минут)

Что вы видите на экране? *СЛАЙД* Улицы и дома. В виде чего сделаны дома? Правильно, в виде книг. Давайте прочитаем, как называется бли­жайшая улица? Улица А.С. Пушкина. Вместо привычных номеров на на­ших домах написаны названия произведений этого автора. Одно произве­дение — один дом. Как называется дом, который расположен на переднем плане? «Сказки». Есть многоквартирные дома, в которых содержится нес­колько произведений. Например, «Сказки» А.С. Пушкина. Каждая квар­тира — это отдельная сказка. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Или на улице А.П. Гайдара дом «Рассказы»: каждый рассказ — квартира. Нап­ример, такая квартира — это рассказ «Военная тайна». А есть отдельные дома-коттеджи, где живет только одно произведение. Например, поэма «Руслан и Людмила». Кто ее написал? Правильно, Александр Сергеевич Пушкин.

Что еще мы видим на этом изображении? Двух маленьких человечков. Как вы думаете, что они делают? Они ищут нужную книгу. А чтобы найти эту нужную книгу, что они должны знать о ней? Своеобразный адрес: фа­милию автора и название книги.

Такой поиск называется адресным.

Таким образом, адресный поиск — это поиск определенного документа, о котором известны данные, характеризующие его «адрес» — автор и наз­вание. Например, адресным является поиск по фамилии автора — Пуш­кин А.С. , Чехов А.П., и др., а также, если нет автора, по названию кни­ги — «Словарь юного филолога», «Мифы Древней Греции».

А вы случайно не заметили одну особенность — как расположены дома- книги? Правильно, по алфавиту. Такое расположение книг, облегчает по­иск.

В настоящей библиотеке, как вы уже знаете, книг гораздо больше. Для того, чтобы читателям в библиотеке было легче осуществлять адресный по­иск, существует алфавитный каталог. В нем в алфавитном порядке по фа­милиям авторов расположены каталожные карточки.

Давайте еще раз вспомним и посмотрим в ваших словарях, что такое ка­таложная карточка. *СЛАЙД*

Каталожная карточка — это специальная библиотечная карточка, где приводятся библиографические сведения о книге: автор, название, место и год издания, количество страниц.

Давайте посмотрим, как она выглядит. На ней указано библиографичес­кое описание и библиотечный шифр, помогающий найти книгу. *СЛАЙД*

Библиографическое описание — библиографические сведения о докумен­те, приведенные по определенным правилам.

В ваших словарях под определением понятия «библиографическое опи­сание» находится пример. Давайте его разберем. Мы видим в этом описа­нии фамилию и инициалы автора — «Черный, С.», название книги — «Дневник фокса Микки», место издания (у нас это «М.» — «Москва»), че­рез двоеточие — издательство, в котором была издана книга. У нас это ACT. Далее указан год издания. Последним указывается количество страниц. Составление библиографического описания выполняется именно в такой последовательности, и ни в какой другой.

Практические действия (10 минут)

А теперь давайте на минутку представим себя в роли библиотекарей и поиграем в составление библиографических описаний.

Я раздам вам на каждый стол по одному конвертику. В конверте вы най­дете напечатанные на бумаге элементы библиографического описания.

Ваша задача — найти в Терминологическом словаре термин «Описание библиографическое». Затем, по образцу, приведенному в словаре, располо­жить разрозненные элементы в нужном порядке. Кто выполнит это пер­вым, тот победит, и мы ему поаплодируем.

Полякова, А.В. Русский язык. — М.: Просвещение, 2005. — 140 с.

Лазарева, В.А. Литературное чтение. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2009. — 141 с.

Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Мы и окружающий мир. — Самара: Из­дательство «Учебная литература», 2004. — 112 с.

Может быть, кто-то догадался, на какие книги мы составили библиогра­фическое описание? Правильно, это учебники, по которым вы учитесь.

Умение правильно составлять библиографическое описание понадобит­ся вам при оформлении списка литературы для реферата.

Давайте внимательно посмотрим, что еще есть на карточке, кроме библиог­рафического описания? *СЛАЙД* Что на ней расположено в левом верхнем уг­лу? Это библиотечный шифр. По нему библиотекарь узнает, в каком именно месте, на какой полке находится нужная вам книга. Поэтому, когда вы выпи­сываете с карточки данные книги, нужно обязательно указывать и этот шифр.

*СЛАЙД*

Таким образом, алфавитный каталог — это библиотечный каталог, в котором библиографические описания документов располагаются в ал­фавитном порядке фамилий авторов или названий документов. Тради­ционный алфавитный каталог в библиотеке представлен в виде множе­ства каталожных карточек.

Практические действия (10 минут)

Теперь я предлагаю вам, используя полученные знания, с помощью ал­фавитного каталога найти конкретные книги. Для начала давайте разде­лимся на группы. Пусть у нас будет по 4-5 человек в каждой группе. На каж­дую группу вы получите листок с указанием автора и названия книги, кото­рую вам нужно будет найти. Устроим маленькое соревнование. Но прежде, кто скажет, как правильно работать с каталожными карточками? Верно, их нельзя вынимать из каталожных ящичков. Алгоритм этого задания следующий:

  1. Найти каталожную карточку с указанным в задании автором и наз­ванием книги;
  2. Дописать недостающие сведения из карточки к себе в листок (город издания, название издательства, год издания, количество страниц в кни­ге, библиотечный шифр);
  3. Подойти к библиотекарю, показать ему выписанные сведения и попросить выдать книгу.

Чья группа быстрее всех получит у библиотекаря нужную книгу, будет победителем и в награду получит аплодисменты. Список книг:

    1. Группа Гайдар, А.П. Чук и Гек: рассказы
    2. Группа Драгунский, В.Ю. Денискины рассказы
    3. Группа Сотник, Ю.В. Как меня спасали
    4. Группа Твен, М. Приключения Тома Сойера
    5. Группа Седакова, О.А. Хрюнтик Мамунтик. Книга для детей, взрослых и котов.

Теперь давайте с вами обратим внимание на библиотечный шифр книги. Если вы заглянете в листочки другой группы, вы увидите, что шифры оди­наковые — «84». Так в библиотеке обозначаются художественные книги. Если вам понадобится научно-популярная, учебная или справочная лите­ратура, то вы увидите, что в этих книгах шифр будет другим. Но более под­робно мы это рассмотрим на другом занятии.

Точно так же можно найти книгу и по заглавию. Например, «Русские сказки» нужно искать на какую букву? На букву «Р».

Теоретическая часть урока (5 минут)

Алфавитный каталог может быть не только в традиционном виде, но и в электронном. Он может находиться на конкретном компьютере в библио­теке, в локальной сети и в Интернете. Поиск в электронном каталоге осу­ществляется даже гораздо проще. Нужно только его открыть, ввести в стро­ку «автор» фамилию автора произведения, а в строку «Заглавие» — его наз­вание и нажать на кнопку «поиск». Компьютер сам отберет вам подходя­щие результаты, и вам останется только переписать фамилию автора, наз­вание произведения и библиотечный шифр на листочек и принести его библиотекарю.

Практические действия (5 минут)

Давайте сейчас найдем в электронном каталоге книгу Черного С. «Днев­ник фокса Микки». Кто-нибудь из вас читал эту книгу?

Подведение итогов урока (3 минуты)

Таким образом, на этом занятии мы с вами узнали, что такое адресный поиск, для чего нужен алфавитный каталог, как найти нужную книгу по фамилии автора и ее названию. Мы узнали, что алфавитный каталог может быть как в традиционном виде, так и в электронном.

Домашнее задание

Вам нужно зайти на сайт любой виртуальной детской библиотеки. На этом сайте нужно найти ссылку на электронный каталог и зайти в него. В каталоге вам требуется найти данные на следующие книги, запишите их библиографическое описание в своих тетрадях:

1. Чехов А.П. «Ванька».

2. Толстой Л.H. «Филиппок».

3. Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 269 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz