Понедельник, 29.04.2024, 07:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 8

 

Цель урока: обучение фактографическому поиску с использованием справочных традиционных и электронных изданий и Интернета.

Задачи урока:

    1. Ознакомить с понятиями «факт», «фактографическая информация»;
    2. Рассмотреть понятие «фактографический поиск» и его отличие от ад­ресного поиска;
    3. Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм выполнения фактогра­фического поиска с помощью традиционных, электронных справочных из­даний и Интернета.

Место проведения занятия: школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

  1. Компьютер;
  2. Проектор;
  3. Экран;
  4. Подключение к Интернету;
  5. Терминологический словарь по курсу;
  6. Презентация Power Point;
  7. Наглядные пособия: словари, справочники, энцикчопедии для детей младшего школьного возраста.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (3 минут)

Здравствуйте, ребята!

На прошлом занятии мы с вами рассматривали первый вид поиска ин­формации — адресный поиск. В качестве домашнего задания вам предлага­лось зайти на сайт любой виртуальной детской библиотеки и в его элект­ронном каталоге найти три книги. Кто справился с заданием? Какие слож­ности возникли у вас во время поиска?

Обучающиеся демонстрируют результаты выполнения своего домашне­го задания.

Теоретическая часть урока (10 минут)

На сегодняшнем занятии мы с вами узнаем о втором виде поиска инфор­мации — фактографическом поиске.

Кто из вас знает, что такое факт? Найдите в своем словаре определение понятия «факт». * СЛАЙД*

Факт (от латинского factum «сделанное, совершившееся») — это знание, достоверность которого доказана; событие или явление, которое прои­зошло в действительности. Например, Великая Отечественная война началась в 1941 году.

В сутках 24 часа — факт? Да. За осенью следует зима — факт? Да. На Марсе есть жизнь. Это не факт, так как существование на нем жизни пока не доказано. Первую книгу на Руси напечатал Иван Федоров. Факт. Работа на компьютере портит зрение. Не факт: если соблюдать правила работы за компьютером, этого можно избежать.

Давайте посмотрим на экран. *СЛАЙД* Что мы здесь видим? Мы видим книги. Одна из них раскрыта. Что мы видим на ее страницах? Гепарда, вып­рыгивающего со страницы; волну-цунами; портрет А.С. Пушкина; воина, идущего в атаку. Давайте посмотрим, что за надписи расположены на стра­ницах? «Гепард развивает скорость до 115 км/ч». «Цунами возникает в ре­зультате подводных землетрясений». Мы видим на второй странице даты: 1799 — 1837 гг. — это годы жизни Александра Сергеевича Пушкина. 1941 год — это год начала Великой Отечественной войны. Все эти утверждения являются фактами. Факты можно найти в справочных изданиях: словарях, энциклопедиях и справочниках. Совокупность, множество фактов образу­ет фактографическую информацию.

Фактографическая информация — это информация о фактах, сгруппи­рованная по определенным признакам (алфавитному, хронологическому, тематическому) и содержащаяся в справочных изданиях (словарях, справочниках, энциклопедиях). Например, 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек, гражданин СССР Юрий Гагарин.

Фактографическая информация играет важную роль в жизни людей. Очень часто нам требуется узнать, когда случилось то или иное событие, что означает неизвестное нам слово, где находится какой-либо город и многое другое.

Когда необходимо ответить на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «сколько?», «как?», «откуда?», «почему?», мы должны провести фактогра­фический поиск. *СЛАЙД* Запишите себе в тетрадях эти вопросы, они нам понадобятся позже.

Давайте посмотрим, что изображено на следующем слайде? * СЛАЙД* Человечек с лупой, стоящий на книге. Что он делает? Правильно, что-то ищет. Вероятно, он ищет какой-то факт, то есть проводит фактографичес­кий поиск.

Таким образом, фактографический поиск — это поиск конкретных све­дений (фактов) об объекте исследования, персоне, каких-либо событиях. Например, поиск сведений о том, когда и где родился JI.H. Толстой.

В отличие от адресного поиска, при котором мы ищем конкретный до­кумент, при фактографическом поиске мы ищем конкретный факт в опре­деленных документах.

Давайте рассмотрим алгоритм фактографического поиска. *СЛАЙД*

1. Формулирование задачи поиска. Для того, чтобы что-то найти, вам сначала нужно четко сформулировать вопрос, на который вы хотите найти ответ. Например, сколько звезд в созвездии «Большая Медведица»?

2. Выделение из вопроса ключевых слов. В данном случае это «созвез­дие», «Большая Медведица».

3. Поиск необходимых справочных документов (универсальных или от­раслевых). Например, информацию о созвездии «Большая медведица» ско­рее всего можно найти в энциклопедии по астрономии.

4. Поиск ключевых слов в конкретных справочных документах.

Итак, по каким документам мы проводим фактографический поиск? Правильно, по справочным, то есть по словарям, энциклопедиям и спра­вочникам.

Давайте разберем каждый из них.

*СЛАЙД * Словарь — это справочный документ, содержащий собрание слов или словосочетаний, расположенных в определенном порядке (алфавитном или тематическом) с приведением их толкования, какими-либо поясне­ниями или переводом на другой язык.

Словари бывают двух типов *СЛАИД*:

1. лингвистические словари

2. терминологические словари

К лингвистическим словарям (от лат. lingua — язык) *СЛАИД* относят­ся словари, которые предлагают сведения о правильном написании слов, ударениях, произношении, происхождении, толковании слов.

Одним из видов лингвистического словаря является толковый словарь, на котором мы сегодня остановимся более подробно.

Как вы думаете, для чего нужен толковый словарь? Верно, для разъясне­ния (толкования) значения различных слов.

Практические действия (5 минут)

Разбейтесь на 3 группы. Каждая группа получит толковый словарь и лис­ток со словом, толкование которого вам нужно найти. Когда все группы за­кончат поиск, один представитель из каждой группы прочитает, что озна­чает заданное слово.

1. группа: уста

2. группа: вепрь

3. группа: туника

Теоретическая часть (5 минут)

Следующий тип словарей — терминологический словарь. *СЛАИД* В отличие от толкового словаря, он не дает толкование какого-либо слова, а приводит значение терминов из определенной области наук.

Например, возьмем «Школьный словарь литературоведческих терми­нов» и найдем слово «Легенда».

Легенда — это устный рассказ, в основе которого, в отличие от предания, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное.

Следующий источник фактографического поиска — энциклопедии. *СЛАЙД*

Энциклопедия — это справочный документ, содержащий основные сведения по одной или всем отраслям знаний, представленные в виде развернутых статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Существуют универсальные энциклопедии и отраслевые.

Универсальные энциклопедии содержат статьи по всем отраслям зна­ний. Например, «Большая советская энциклопедия», «Большая Российс­кая энциклопедия»

Отраслевые энциклопедии содержат статьи только по какой-то одной определенной отрасли знаний. Например, «Энциклопедия для детей»

Энциклопедия содержит статьи, в которых даны подробные развернутые :ведения по какой-либо теме. Более сжатые сведения мы можем найти в энциклопедическом словаре. *СЛАЙД*

Энциклопедический словарь — это вид энциклопедии, содержащий основ­ные сведения по одной или всем отраслям знаний, изложенные в виде кратких статей и расположенные в алфавитном порядке. Энциклопеди­ческие словари отличаются от энциклопедий краткостью приведенных в них статей-справок и отсутствием списков литературы.

Энциклопедия, как правило, многотомное издание, а энциклопедичес­кое словари чаще всего бывают однотомные, например, «Большой энцик­лопедический словарь».

Давайте сейчас найдем информацию о том, что такое «северное сияние». Для этого мы должны взять энциклопедию или энциклопедический сло­варь, и найти в нем нужное слово. Все понятия в словаре или энциклопедии располагаются, как правило, по алфавиту. Посмотрите в верхний левый или верхний правый угол страницы. *СЛАЙД* Там более крупным шрифтом называются сочетания букв, с которых начинаются слова, расположенные на данной странице. В нашем случае «северное сияние» нужно искать на странице с сочетанием букв «севе». Смотрим: «Северное сияние, то же, что и полярное сияние». Следовательно, продолжаем поиск уже по слову «По­лярное сияние». Какие сочетания букв мы будем искать? *СЛАЙД* Пра­вильно: «поля». Находим: «Полярное сияние — это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба, наблюдаемое временами преи­мущественно в высоких широтах». В случае, если в энциклопедии мы не на­ходим этого понятия, тогда порядок слов нужно изменить. Например, если мы в энциклопедии не можем найти понятие «майский жук», то, скорее все­го, найдем словосочетание «жук майский». То есть сначала будет стоять су­ществительное «жук», а затем прилагательное «майский».

Практические действия (10 минут)

Разбейтесь на 4 группы. Каждая группа получит по энциклопедическому словарю и универсальной энциклопедии, а так же листок с вопросом, ответ на который вам нужно найти сначала в энциклопедии, а потом в словаре. Когда все группы закончат поиск, один представитель из каждой группы прочитает ответ на вопрос из энциклопедии и из словаря. Затем мы их срав­ним.

1 группа

Кто такой бактриан? (Ответ: двугорбый верблюд)

2 группа

Что такое дактилоскопия? (Ответ: раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних поверхностей ногтевых фаланг паль­цев рук для идентификации личности)

3 группа

Кто такая гарпия? (Ответ: в греческой мифологии гарпии — богини вих­ря, крылатые чудовища-птицы с девичьими головами; гарпия — крупная хищная птица из семейства ястребиных)

4 группа

Что такое Жавари? (Ответ: река в Южной Америке, правый приток Ама­зонки)

Кто скажет, чем отличаются сведения, которые вы получили из энцик­лопедии от сведений, которые вы нашли в энциклопедическом словаре? Правильно, в энциклопедии сведения более расширенные, подробные.

Теоретическая часть (5 минут)

Теперь познакомимся более подробно с отраслевыми энциклопедиями. Поиск в них отличается от поиска в универсальной энциклопедии. В этом виде энциклопедий статьи располагаются не по алфавиту, а по темам, кото­рые указаны в оглавлении. Например, открыв оглавление «Энциклопедии для детей «Аванта+». Выбор профессии» мы можем увидеть следующие те­мы: *СЛАЙД*

    1. Все профессии важны! Все профессии нужны?
    2. Гримасы
    3. Кого готовят в вузах
    4. Маркетолог
    5. Первые дни на работе
    6. Профессия — космонавт
    7. Редкие профессии

Но такой принцип расположения статей не всегда удобен. Например, нам нужно найти в этой энциклопедии информацию о профессии «дегуста­тор». В оглавлении такая тема не указана. Тогда нам бы пришлось предпо­ложить, в какой из тем может быть про нее написано (скорее всего в теме «Редкие профессии») и прочитать всю тему, чтобы найти про нее упомина­ние. Это заняло бы слишком много времени. Тогда нам на помощь прихо­дит алфавитно-предметный указатель. Алфавитно-предметный указатель — это перечень всех понятий, рассматриваемых в энциклопедии, упорядо­ченный по алфавиту, с указанием напротив каждого понятия .страниц, на которых говорилось об этом понятии. Например: «дегустатор, 158». То есть мы найдем информацию о дегустаторе на 158-й странице.

Практические действия (10 минут)

Перед вами разложены энциклопедии по разным отраслям знаний. Каждая группа получит листок с вопросом, ответ на который нужно найти. Ваша задача — найти нужную вам энциклопедию и найти в ней ответ на вопрос из задания.

1 группа

Как по-другому называется пума? Чем питается пума? (Ответ: второе название пумы — кугуар. Питается пума мелкими и средними копытными, крупными грызунами)

2 группа

Что включает в себя рабочее место стеклодува? Как стеклодув выдувает стекло? (Ответ: Рабочее место стеклодува включает стол с пропановой го­релкой, на которой плавится стекло, и полки. На полки ставят готовые из­делия, а также держат длинные стеклянные трубки разного диаметра. Стек­лодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, вы­дувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку, и формует стекло в деревянных или металлических формах).

3 группа

Какой диаметр и масса Солнца по отношению к диаметру и массе Зем­ли? (Ответ: Диаметр Солнца = 109 диаметрам Земли. Масса Солнца = 332 982 массам Земли)

4 группа

Что нужно делать, если упал в толпе? (Ответ: постараться как можно быстрее встать на ноги. Для этого нужно сначала сесть на корточки, а по­том медленно вытягиваться вверх. Нельзя вставать на четвереньки, так это сделает руки уязвимыми. Если встать не удаётся, нужно свернуться клуб­ком, согнуть руки в локтях и накрыть ими голову, прикрыв лицо, а затылок — ладонями.)

Теоретическая часть (5 минут)

Следующий источник фактографического поиска — справочники. *СЛАЙД*

Справочник — это справочный документ, содержащий сведения практи­ческого характера по различным сферам деятельности человека, изло­женные в систематическом или алфавитном порядке.

Примером справочника является «Краткий справочник школьника» (Детям предлагается познакомиться со справочником). В нем изложе­ны краткие сведения по школьной программе, которые распределены по предметам, а в каждом предмете — по темам. В отличие от учебника, справочник содержит краткие сжатые сведения по школьным предме­там.

Фактографическую информацию можно находить не только в традици­онных словарях, справочниках и энциклопедиях, но и в электронных спра­вочных изданиях. *СЛАЙД* Например, в электронной энциклопедии Ки­рилла и Мефодия можно найти ответ на вопрос «Зачем слону хобот».

Фактографическую информацию можно найти и в Интернете. Нужно лишь обратиться к поисковой системе. Как вы помните, правила поиска информации в Интернете мы с вами проходили на одном из прошлых заня­тий. Что нужно для того, чтобы найти информацию по интересующему вас вопросу? Выделить из вопроса ключевые слова, ввести их в строку поиска и нажать кнопку «найти». Например, давайте найдем информацию о том, «почему снег белый». Для этого нам сначала нужно набрать в адресной строке адрес http://family.vandex.ru/ Как вы помните, это адрес безопасной поисковой системы. Перед нами открылся сайт «Семейный Яндекс». *СЛАЙД* Давайте наберем в поисковом поле запрос «Почему снег белый» и нажмем кнопку «найти». *СЛАЙД* В результате мы получили ссылки на сайты, содержащие ответ на заданный вопрос. Вы можете просмотреть все и найти более подходящий ответ.

Подведение итогов (2 минут)

Таким образом, на этом занятии мы с вами узнали, что такое факт, изу­чили, как проводить фактографический поиск. Как вы думаете, чем он от­личается от адресного поиска, которым мы занимались на прошлом заня­тии? Главное отличие в том, что при адресном поиске мы ищем документы, а при фактографическом поиске мы отыскиваем факты. Скажите, пожа­луйста, что нового вы узнали для себя на этом занятии?

Домашнее задание

Мы с вами в тетрадях записали вопросительные слова, по которым мож­но проводить поиск фактографической информации. Вы должны на выбор взять какое-либо из этих слов, придумать вопрос с этим словом, получить на него ответ либо из справочных изданий, которые у вас есть дома или в библиотеке, либо воспользоваться Интернетом и записать ответ в своих тетрадях в сжатом виде (1-2 предложения)

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz