Цель урока: обучение тематическому поиску с помощью систематического каталога и тематических книжных полок.
Задачи урока:
- Рассмотреть понятие «тематический поиск» и его отличие от адресного и фактографического поиска;
- Ознакомить с понятием «Систематический каталог» и его структурой;
- Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм выполнения тематического поиска.
Место проведения занятия: школьная библиотека.
Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:
-
- Компьютер;
- Проектор;
- Экран;
- Терминологический словарь по курсу;
- Презентация Power Point.
Ход урока
Общее время урока: 45 минут.
Организационная часть урока (5 минут)
2. этап: Выделение ключевых слов из тематического запроса
Давайте с вами вспомним, что такое «ключевое слово». Посмотрите в ваших словарях. Кто прочтет нам определение? *СЛАЙД*
Ключевое слово — это слово или словосочетание, несущее наибольшую смысловую нагрузку в тексте. С помощью ключевых слов можно в сжатом виде передать основной смыл текста. Например, по ключевым словам «лес», «елочка», «родилась», «зима» можно понять, что речь идет о песне «В лесу родилась елочка».
Какое слово в примере с темой реферата можно выделить как ключевое? «Персидские кошки». Кроме того, указанное в теме слово «дом» указывает на то, что нас интересует содержание кошки именно в домашних условиях, а не разведение кошек в промышленных масштабах на продажу, или же содержание кошки, например, в цирке. А значит, у нас есть еще одно ключевое слово: «домашняя кошка».
Все ключевые слова, которые вам удастся выделить на протяжении этого и следующих этапов, нужно обязательно выписать, чтобы ни одно слово не забылось и не потерялось.
3. этап: Выяснение смыслового значения терминов и смысловых связей слов
Для начала мы должны задать себе вопрос: сведения о ком/о чем мы ищем и что конкретно об этом хотим знать.
В нашем случае мы будем искать информацию о персидских кошках. А конкретнее — об уходе за ними, о содержании и кормлении.
Прежде чем искать сведения, касающиеся какого-то понятия, нужно сначала найти, что оно означает. Например, перед тем как искать информацию о персидских кошках, нам нужно сначала узнать, что означает понятие «кошка» и что значит «персидская». Откуда мы можем получить такие сведения? Из словарей, справочников и энциклопедий. Находим определения *СЛАЙД*:
Кошка, или кошка домашняя (Felis catus), самый мелкий представитель хищных млекопитающих семейства кошачьих (Felidae) и одно из первых животных, одомашненных человеком. Домашнее животное, одно из наиболее популярных «животных-компаньонов».
[Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 е.]
*СЛАЙД*
Персидская кошка — порода длинношёрстных кошек, одна из старейших и самых популярных в мире.
[Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org]
Из определения понятия «кошка домашняя» мы видим, что кошка — это представитель домашних животных. Давайте запишем это ключевое слово. Понятие «домашнее животное» является вышестоящим по отношению к понятию «кошка домашняя», т.е. понятием, которое главенствует над другим понятием.
Домашние кошки бывают разных пород: сиамские, персидские, британские, восточно - сибирские и другие. Нас интересуют персидские кошки. Это понятие будет нижестоящим к понятию «кошка», т.е. подчиненным к понятию «домашняя кошка».
Давайте повторим еще раз: в каком порядке мы должны расположить эти понятия? Что будет вышестоящим, а что нижестоящим?
4 этап. Поиск в алфавитно-предметном указателе выделенных ключевых слов
Теперь мы приступаем к собственно поиску информации по всем ключевым словам, которые нам удалось выделить на всех предыдущих этапах.
Для этого мы можем использовать систематический каталог.
Давайте более подробно остановимся на том, что такое систематический каталог *СЛАЙД*.
Систематический каталог — это библиотечный каталог, в котором библиографические описания документов сгруппированы по отраслям знания, каждая из которых имеет свой особый индекс (код, шифр).
По нашей теме «Как ухаживать, чем кормить персидскую кошку дома» мы должны найти в систематическом каталоге документы про персидских кошек.
Систематический каталог подразделяется на алфавитно-предметный указатель и систематическую часть каталога. *СЛАЙД*
Чтобы было легче ориентироваться в систематическом каталоге, существует алфавитно-предметный указатель (АПУ). В нем все темы и отрасли знаний расположены по алфавиту. На каждый из ящичков приклеены этикетки с буквами алфавита, на которые начинаются названия отраслей знаний. Давайте найдем в алфавитно-предметном указателе словосочетание «персидские кошки». Ящичек с какой буквой вам нужен? *СЛАЙД* С буквой «П». Но такого слова вы там не найдете. Нам нужно искать вышестоящее понятие. Какое? «Кошки». *СЛАЙД* Находим: «Кошки домашние — 46.74». Мы получили шифр.*СЛАЙД*
5 этап. Поиск в систематическом каталоге выделенной области знаний
Теперь обратимся к систематической части каталога и на этикетках его
ящичков найдем этот шифр. Но в каталоге нет ящичка с шифром «46.74», но зато есть ящичек с шифром «4 — Сельское и лесное хозяйство». Он будет вышестоящим к «46.74» *СЛАЙД*. В каждом ящичке находятся разделители. Они группируют библиографические карточки, отделяя друг от друга подотрасли знаний, чтобы нам не пришлось перебирать все карточки этого ящичка. На каждом разделителе также в левом верхнем углу стоит шифр. Нам нужен разделитель «46 — Животноводство». За ним следует нижестоящий разделитель — «46.7 — Мелкое животноводство». И еще ниже мы увидим разделитель «46.74 — Кошки домашние. Фелинология». Наконец-то добрались. Но на этом разделителе мы видим незнакомое слово — «фелинология». Чтобы узнать, что оно означает, нам нужно обратиться к чему? К толковому словарю. *СЛАЙД* Находим: Фелинология (от лат./еИ- nus — кошачий и др.-греч.Хоуод— слово, учение) —раздел зоологии, изучающий домашних кошек (анатомию и физиологию) и их породы, а также вопросы селекции, особенности их разведения и содержания.
[Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 е.]
Значит, мы попали туда, куда нужно. Теперь ищем карточки с библиографическими описаниями документов, которые стоят за разделителем «46.74 Кошки домашние». *СЛАЙД*
Находим следующие описания:
Кошки: эволюция. История. Породы: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2001. - 64 с.
Гилл, Д. Кошки. — М.: Астрель, 2001. — 256 с.
Хоффман X. Моя кошка. — М.: Аст, 1995. — 228 с.
6 этап. Анализ библиотечных карточек с библиографическим описанием документов
Теперь по отобранным библиографическим данным получаем в абонементе нужные книги. Просмотрев каждую из отобранных книг, мы, наконец, найдем то, что искали: информацию о персидских кошках. * СЛАЙД*
Практические действия (12 минут)
Разбейтесь на 3 группы. Каждая из групп получит листок с темой, по которой вам нужно будет найти книги. То есть вы должны обратиться сначала к АПУ, затем к систематическому каталогу, выписать с карточек библиографические описания нужных книг и обязательно шифры к ним, пойти на абонемент и на полках, сверяясь с шифром, отыскать нужные книги.
1 группа
Тема: «Условия содержания и ухода за сиамскими кошками в домашних условиях».
2 группа
Тема: «Пингвины: разновидности и ареал обитания»
3 группа
Тема: «Автомобили марки «Форд»: история создания и модернизация марки».
Подведение итогов (5 минут)
На последних трех занятиях мы с вами разобрали три различных вида поиска информации. Давайте все вместе еще раз повторим, как они называются. Адресный, фактографический и тематический поиск. Кто скажет, чем отличается тематический поиск от адресного? При адресном поиске мы ищем книгу конкретного автора или с конкретным названием. А при тематическом поиске мы ищем просто любую информацию по интересующей нас теме. А чем от них отличается фактографический поиск? При фактографическом поиске мы ищем факты, с помощью вопросительных слов «кто?», «что?», «где?», «когда?», «сколько?», «как?», «откуда?», «почему?»
Домашнее задание
Найти дома несколько документов по одной теме.
|