Понедельник, 29.04.2024, 10:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » конспекты уроков

Урок 9

 

Цель урока: обучение тематическому поиску с помощью систематическо­го каталога и тематических книжных полок.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть понятие «тематический поиск» и его отличие от адресно­го и фактографического поиска;
  2. Ознакомить с понятием «Систематический каталог» и его структурой;
  3. Рассмотреть и закрепить на практике алгоритм выполнения темати­ческого поиска.

Место проведения занятия: школьная библиотека.

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока:

    1. Компьютер;
    2. Проектор;
    3. Экран;
    4. Терминологический словарь по курсу;
    5. Презентация Power Point.

Ход урока

Общее время урока: 45 минут.

Организационная часть урока (5 минут)

2. этап: Выделение ключевых слов из тематического запроса

Давайте с вами вспомним, что такое «ключевое слово». Посмотрите в ва­ших словарях. Кто прочтет нам определение? *СЛАЙД*

Ключевое слово — это слово или словосочетание, несущее наибольшую смысловую нагрузку в тексте. С помощью ключевых слов можно в сжа­том виде передать основной смыл текста. Например, по ключевым сло­вам «лес», «елочка», «родилась», «зима» можно понять, что речь идет о песне «В лесу родилась елочка».

Какое слово в примере с темой реферата можно выделить как ключевое? «Персидские кошки». Кроме того, указанное в теме слово «дом» указывает на то, что нас интересует содержание кошки именно в домашних условиях, а не разведение кошек в промышленных масштабах на продажу, или же со­держание кошки, например, в цирке. А значит, у нас есть еще одно ключе­вое слово: «домашняя кошка».

Все ключевые слова, которые вам удастся выделить на протяжении это­го и следующих этапов, нужно обязательно выписать, чтобы ни одно слово не забылось и не потерялось.

3. этап: Выяснение смыслового значения терминов и смысловых связей слов

Для начала мы должны задать себе вопрос: сведения о ком/о чем мы ищем и что конкретно об этом хотим знать.

В нашем случае мы будем искать информацию о персидских кошках. А конкретнее — об уходе за ними, о содержании и кормлении.

Прежде чем искать сведения, касающиеся какого-то понятия, нужно сна­чала найти, что оно означает. Например, перед тем как искать информацию о персидских кошках, нам нужно сначала узнать, что означает понятие «кошка» и что значит «персидская». Откуда мы можем получить такие сведения? Из словарей, справочников и энциклопедий. Находим определения *СЛАЙД*:

Кошка, или кошка домашняя (Felis catus), самый мелкий представитель хищных млекопитающих семейства кошачьих (Felidae) и одно из первых жи­вотных, одомашненных человеком. Домашнее животное, одно из наиболее по­пулярных «животных-компаньонов».

[Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 е.]

*СЛАЙД*

Персидская кошка — порода длинношёрстных кошек, одна из старейших и самых популярных в мире.

[Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ru.wikipedia.org]

Из определения понятия «кошка домашняя» мы видим, что кошка — это представитель домашних животных. Давайте запишем это ключевое слово. Понятие «домашнее животное» является вышестоящим по отношению к понятию «кошка домашняя», т.е. понятием, которое главенствует над дру­гим понятием.

Домашние кошки бывают разных пород: сиамские, персидские, брита­нские, восточно - сибирские и другие. Нас интересуют персидские кошки. Это понятие будет нижестоящим к понятию «кошка», т.е. подчиненным к понятию «домашняя кошка».

Давайте повторим еще раз: в каком порядке мы должны расположить эти понятия? Что будет вышестоящим, а что нижестоящим?

4 этап. Поиск в алфавитно-предметном указателе выделенных ключевых слов

Теперь мы приступаем к собственно поиску информации по всем клю­чевым словам, которые нам удалось выделить на всех предыдущих этапах.

Для этого мы можем использовать систематический каталог.

Давайте более подробно остановимся на том, что такое систематический каталог *СЛАЙД*.

Систематический каталог — это библиотечный каталог, в котором библиографические описания документов сгруппированы по отраслям знания, каждая из которых имеет свой особый индекс (код, шифр).

По нашей теме «Как ухаживать, чем кормить персидскую кошку дома» мы должны найти в систематическом каталоге документы про персидских кошек.

Систематический каталог подразделяется на алфавитно-предметный указатель и систематическую часть каталога. *СЛАЙД*

Чтобы было легче ориентироваться в систематическом каталоге, сущест­вует алфавитно-предметный указатель (АПУ). В нем все темы и отрасли знаний расположены по алфавиту. На каждый из ящичков приклеены эти­кетки с буквами алфавита, на которые начинаются названия отраслей зна­ний. Давайте найдем в алфавитно-предметном указателе словосочетание «персидские кошки». Ящичек с какой буквой вам нужен? *СЛАЙД* С бук­вой «П». Но такого слова вы там не найдете. Нам нужно искать вышестоя­щее понятие. Какое? «Кошки». *СЛАЙД* Находим: «Кошки домашние — 46.74». Мы получили шифр.*СЛАЙД*

5 этап. Поиск в систематическом каталоге выделенной области знаний

Теперь обратимся к систематической части каталога и на этикетках его

ящичков найдем этот шифр. Но в каталоге нет ящичка с шифром «46.74», но зато есть ящичек с шифром «4 — Сельское и лесное хозяйство». Он бу­дет вышестоящим к «46.74» *СЛАЙД*. В каждом ящичке находятся разде­лители. Они группируют библиографические карточки, отделяя друг от друга подотрасли знаний, чтобы нам не пришлось перебирать все карточки этого ящичка. На каждом разделителе также в левом верхнем углу стоит шифр. Нам нужен разделитель «46 — Животноводство». За ним следует ни­жестоящий разделитель — «46.7 — Мелкое животноводство». И еще ниже мы увидим разделитель «46.74 — Кошки домашние. Фелинология». Нако­нец-то добрались. Но на этом разделителе мы видим незнакомое слово — «фелинология». Чтобы узнать, что оно означает, нам нужно обратиться к чему? К толковому словарю. *СЛАЙД* Находим: Фелинология (от лат./еИ- nus — кошачий и др.-греч.Хоуод— слово, учение) —раздел зоологии, изучающий домашних кошек (анатомию и физиологию) и их породы, а также вопросы се­лекции, особенности их разведения и содержания.

[Советский энциклопедический словарь [Текст]. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 е.]

Значит, мы попали туда, куда нужно. Теперь ищем карточки с библиог­рафическими описаниями документов, которые стоят за разделителем «46.74 Кошки домашние». *СЛАЙД*

Находим следующие описания:

Кошки: эволюция. История. Породы: Детская энциклопедия. - М.: Астрель, 2001. - 64 с.

Гилл, Д. Кошки. — М.: Астрель, 2001. — 256 с.

Хоффман X. Моя кошка. — М.: Аст, 1995. — 228 с.

6 этап. Анализ библиотечных карточек с библиографическим описанием документов

Теперь по отобранным библиографическим данным получаем в абоне­менте нужные книги. Просмотрев каждую из отобранных книг, мы, нако­нец, найдем то, что искали: информацию о персидских кошках. * СЛАЙД*

Практические действия (12 минут)

Разбейтесь на 3 группы. Каждая из групп получит листок с темой, по ко­торой вам нужно будет найти книги. То есть вы должны обратиться снача­ла к АПУ, затем к систематическому каталогу, выписать с карточек библи­ографические описания нужных книг и обязательно шифры к ним, пойти на абонемент и на полках, сверяясь с шифром, отыскать нужные книги.

1 группа

Тема: «Условия содержания и ухода за сиамскими кошками в домашних условиях».

2 группа

Тема: «Пингвины: разновидности и ареал обитания»

3 группа

Тема: «Автомобили марки «Форд»: история создания и модернизация марки».

Подведение итогов (5 минут)

На последних трех занятиях мы с вами разобрали три различных вида поиска информации. Давайте все вместе еще раз повторим, как они назы­ваются. Адресный, фактографический и тематический поиск. Кто скажет, чем отличается тематический поиск от адресного? При адресном поиске мы ищем книгу конкретного автора или с конкретным названием. А при те­матическом поиске мы ищем просто любую информацию по интересую­щей нас теме. А чем от них отличается фактографический поиск? При фак­тографическом поиске мы ищем факты, с помощью вопросительных слов «кто?», «что?», «где?», «когда?», «сколько?», «как?», «откуда?», «почему?»

Домашнее задание

Найти дома несколько документов по одной теме.

Категория: конспекты уроков | Добавил: shvedchikova58 (26.05.2018)
Просмотров: 254 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Школьная библиотека МБОУ ЛСОШ № 2 им. Н. Ф. Струченкова © 2024
uCoz